Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
К дню 7 ноября 2002 г., который имеет все шансы войти в историю как день великой латвийской революции, совершенной Эйнаром Репше со товарищи, экономические ресурсы Латвии были поделены между тремя основными игроками: империей самого богатого человека Латвии, экс-премьера Андриса Шкеле, королем латвийского нефтетранзита, а по совместительству мэром столицы этого самого транзита порта Вентспилса Айварсом Лембергсом, и латвийским государством, в руках которого все еще оставались такие лакомые кусочки, как крупные пакеты акций Сбербанка Латвии, нефтетерминала "Вентспилс Нафта", монополиста фиксированной связи "Латтелеком" и местного аналога чубайсовского гиганта "Латвэнерго". Сладкие остатки государственного имущества латвийские олигархи Шкеле и Лембергс собирались тихо-мирно допилить между собой. Времени у них оставалось не так много - 1 мая 2004 г. Латвия должна была вступить в ЕС, что открыло бы прямой путь к латвийским приватизационным аукционам компаниям из Западной Европы. Но в планы олигархов вмешались прошедшие в октябре прошлого года парламентские выборы. Олигархи шли на них мощными диверсифицированными колоннами. Андрис Шкеле, кроме собственной "Народной партии", имевшей большинство в парламенте, курировал одну из партий русского нацменьшинства, расставил своих людей в партии священников "Первая партия Латвии". Более скромный Лембергс ограничился влиянием в Союзе зеленых и крестьян и отдельными представителями в списках националистической партии ТБ/ЛННК. Партия "Новое время", сформированная бывшим главой национального банка Латвии Эйнаром Репше, хоть и имевшим высокий личный рейтинг, но не обладавшим сколь-либо значительными денежными средствами, с точки зрения латвийских олигархов угрозы не представляла. Неподконтрольных финансовых и медиа- ресурсов, достаточных для реального похода во власть, в Латвии не было. Они еще не знали, что "Новое время" Эйнара Репше собирается играть по совершенно новым, определенным самим лидером партии правилам.
Русские идут!
Тема независимости от России в бывших республиках советской Прибалтики остается настолько чувствительной, что ни одно из правительств трех стран Балтии до сих пор не считало возможным пускать на свои рынки крупных игроков российского бизнеса. Единственным исключением до сих пор считался приватизированный "ЮКОСом" Мажекяйский нефтеперерабатывающий завод в Литве. Но о нем позже.
Для российского же бизнеса, напротив, страны Балтии давно были весьма и весьма привлекательной сферой вложения капиталов. Не только и не столько ввиду каких-то волшебных показателей роста экономики в Латвии, Литвы или Эстонии. Российский капитал всегда рассматривал Балтию как способ абсолютно легального вывода своих средств в экономику Евросоюза. Сегодня надзирающие инстанции стран ЕС если и позволят кому-либо из российских олигархов вложить деньги во что-то серьезное, то это чаще всего оказывается футбольный клуб английской премьер-лиги, или другой подобный актив. Недвижимость можно, а попробуйте, к примеру, купить банк в какой-нибудь из стран Запада. Григорий Лернер попробовал и в результате 7 лет провел в израильской тюрьме. Михаил Черный предпринял попытку поучаствовать в приватизации телекоммуникационных компаний, и тут же таинственным образом был задержан на английской границе с фальшивым польским паспортом. Балтия же, как оказалась, представляет собой в буквальном смысле оазис в этой инвестиционной пустыне. Купив сегодня латвийский банк или литовский нефтеперерабатывающий завод, уже в 2004 г. можно обнаружить свои совершенно легальные средства внутри границ Евросоюза. Вложитесь в экономику Балтии - и ЕС сам придет навстречу вашим инвестициям.
Именно под ЕС и формировалась российская предвыборная касса партии Эйнара Репше. За 9 месяцев 2002 г. только на официальном предвыборном счету партии "Новое время" появилась сумма в 508 623 лата (около $1 миллиона). Официально все эти деньги были пожертвованы честными латвийскими тружениками и коммерческими предприятиями. Даже простые пенсионеры несли в партию Репше свои скромные накопления в размере 10 тыс. латов ($18 тысяч). Больше скромным пенсионерам не позволял жертвовать закон Латвийской республики. Около полумиллиона долларов удалось собрать и на личный счет Эйнара Репше, причем на совершенно законных основаниях. Накануне выборов Репше заявил, что хочет жить по совести, и попросил сограждан собрать для него, будущего премьера, 1 млн латов на достойную жизнь. И граждане снова распечатали свои кубышки.
Пока Репше с телеэкранов призывал граждан нести свои сбережения в кассу партии и его личный кошелек, его ближайший соратник, серый кардинал нынешнего правительства Дан Титавс взял на себя заботу о реальном притоке предвыборных средств.
Дан Титавс: из анонимных алкоголиков - в анонимные правители
Недоучившийся экономист, бывший журналист, бывший член Общества анонимных алкоголиков Дан Титавс имел в своем послужном списке всего одну строчку, которая и предрешила его назначение сперва пресс-секретарем партии "Новое время", а затем и помощником премьер-министра Эйнара Репше. Дан Титавс имел честь оказаться братом бывшей жены шефа "Нового времени" Эйнара Репше. В ходе кампании по сбору средств для похода во власть Репше нужен был именно такой человек, член семьи, ведь переговоры предстояли такие, в которых будущему премьеру никак нельзя было принимать участие лично. Сегодня Репше уже прямо говорит об этом в одном из своих интервью: "Я использую Дана для тех целей или разговоров в которых сам не могу участвовать по причине отсутствия времени, либо этого не позволяет мой статус, либо я просто не хочу этого делать."
Господину Репше действительно очень не хотелось самому участвовать в переговорах с эмиссарами бывшего ответственного работника ЦК ЛКСМ Латвии, а ныне бизнесмена хоть и теневого, но мирового масштаба, Григория Лучанского. Но и отказываться от такой встречи было никак нельзя. Григорий Лучанский уже не раз помогал совершенно неожиданным людям становиться премьерами и президентами. Самой громкой из заслуг Лучанского на предвыборном поприще, ставшей достоянием общественности, стали выборы премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньях, прошедшие в 1996 году. Проигрывавший согласно всем опросам общественного мнения еще за месяц до выборов Нетаниягу неожиданно обошел на финише Шимона Переса, как позже выяснила израильская газета "Едиот Ахронот", не без помощи $5 млн, пожертвованных лично Лучанским. По данным той же газеты, от встречи с израильской службой безопасности Лучанского спас президент США Клинтон, который в том же году переизбрался на второй срок. В кассу Клинтона от Лучанского поступило $20 миллионов. До сих пор окончательно не ясна роль Григория Лучанского в назначении бывшего царя Болгарии Симеона II премьер-министром этой страны. Сегодня болгарские службы безопасности ведут расследование относительно пожертвований сделанных в предвыборные фонды царя, сделанных Михалом Черным при посредничестве того же Лучанского.
Именно ввиду этих особых заслуг Эйнарс Репше и сделал основную ставку в сборе предвыборных средств и разработке стратегии выборов на людей Григория Лучанского, к тому же, ввиду латвийского происхождения последнего, хорошо знакомых с местной спецификой. В ходе встречи эмиссаров Лучанского с тогда еще пресс-секретарем Репше Даном Титавсом была достигнута договоренность о схеме финансирования. Средства заинтересованных в латвийских активах русских бизнесменов должны были поступать в фонды Репше исключительно через людей Лучанского, дабы максимально снизить количество опасных для будущего премьера контактов.
Увы, к большому сожалению Титавса договориться о применении этой схемы не удалось только с одним, самым сильным русским игроком балтийского рынка - с "ЮКОСом". К этому моменту "ЮКОС" уже имел опыт удачных сделок с премьер-министрами стран Балтии. Нынешний президент Литвы Роландас Паксас, еще находясь на посту премьер-министра Литвы хотел пересмотреть результаты приватизации Мажекяйского нефтеперерабатывающего завода. Несмотря на эт,о крупнейший в Балтии НПЗ перешел из рук казалось бы всесильного американского Уильямса, получившего завод в результате приватизационного аукциона, в полное владение" ЮКОСа". А Паксасу эта операция стоила премьерского кресла. Но всего три года спустя он вернулся в большую литовскую политику уже в ранге президента страны и стал угрожать "ЮКОСу" новым пересмотром приватизации Мажекяйя.
Поэтому в Латвии "ЮКОС" был согласен только на прямые договоренности с первым лицом. В результате Репше пришлось отступить от принципа использовать Дана (Титавса) для тех встреч, на которых ему не позволяет присутствовать его статус и принять участие в переговорах с представителями интересов "ЮКОСа" в Латвии - бывшими офицерами КГБ, а ныне совладельцами латвийского предприятия Vudisona terminal Шабашовым и Колмогорцевым. На встрече, проходившей на одной из конспиративных вилл, Репше долго не задержался, торганул лицом и оставил Титавса самостоятельно оговаривать детали сотрудничества с господами из "ЮКОСа".
В маленькой Латвии, где все друг о друге знают все, даже одной такой встречи оказалось достаточно, чтобы у главного оппонента Репше, Андриса Шкеле, появился неопровержимый компромат на премьера - пленки с записью переговоров Репше с Шабашовым и Колмогорцевым. Всплывут эти пленки через год в дни празднования дня рождения нового правительства. Если настоящая роль сборщика дани Дана Титавса хоть и не афишируется, но и не сильно скрывается, сам он регулярно появляется в телевизионных новостях, а многие министры даже жалуются журналистам на то, что Дан чуть что - обещает их уволить, то служебные обязанности его ближайшего друга, в прошлом известного дипломата Айвура Маркоса, никакими должностными инструкциями не очерчены вовсе. Если Титавс - "серый кардинал" при дворе Репше, то Маркус достоин звания "черного кардинала". Через этого господина средства в казну Репше поступают уже не российского легального и полулегального капитала, а от тех, кого даже в России принято именовать организованными преступными группировками . С одним из таких господ объявленным в международный розыск председателем совета директоров Союзплодоимпорта Юрием Шефлером Айвор Маркус встречался нынешней весной в одном из лондонских клубов. Интересно, что в прошлом Юрий Шефлер был известен как деловой партнер Андриса Шкеле, однако после покупки Шефлером принадлежащего Шкеле предприятия "Рижский бальзам" их пути разошлись, и защиту своей латвийской собственности Шефлер при посредничестве Маркуса поручил нынешнему премьеру Эйнару Репше.
В том же Лондоне, ксатит, проживает Петр Шмидре, владелец кабельной сети "Балтком", чья роль в крупнейшем коррупционном скандале Латвии афере с цифровым телевидением совершенно неясна, но и не расследуется. Знающие люди говорят, что это связана с финансированием через Лондон нужд "Нового времени".
Время отдавать долги
За первый год своей деятельности правительство Репше сделало для проникновения российского капитала в Латвию больше, чем все предыдущие правительства за 12 лет после восстановления независимости.
Неожиданными оказались результаты приватизационного конкурса по остававшимся в распоряжении государства акциями Сбербанка Латвии (Латвияс Крайбанка). Акции, которые мэр Вентспилса Айварс Лембергс считал уже своими, неожиданно достались некоей никому ранее неизвестной офшорной компании. Только три месяца спустя, когда в газете Диенас Бизнес появилось сообщение о приобретении известным российским олигархом Олегом Бойко значительного пакета акций Латвийского транзитного банка и об одобрении сделки латвийским государственным регулятором, стало окончательно ясно, кто теперь является новым банковским королем Латвии.
Настал черед возвращать долг и "ЮКОСу". Для начала при активнейшем участии Дана Титавса через Сейм был проведен закон о регуляции качества нефтепродуктов, допустимых к использованию на территории Латвии. По счастливой случайности в результате применения этого закона к продаже на территории Латвии оказался пригоден только один вид топлива, производимый принадлежащим "ЮКОСу" Мажекяйским НПЗ. Затем была предпринята попытка блокировать выкуп у государства группой Лембергса 5-процентного пакета акций "Вентспилс Нафта". Право на этот пакет было закреплено за структурами Лембергса согласно приватизационному договору, но именно эти 5% делали пакет Лембергса контрольным. В результате договор о приватизации лично Репше направил на расследование в бюро по борьбе с коррупцией. В следующем году предстоит приватизация гораздо более крупного, 38-процентного пакета, и результаты этого аукциона нетрудно предсказать. Пока же Репше помогает "ЮКОСу". В настоящий момент на рассмотрении премьера находится письмо вице-президента "ЮКОСа" Михаила Брудно с просьбой предоставить российскому нефтяному гиганту особые тарифы при использовании мощностей "Венстспилс Нафта".
А не далее как две недели назад Эйнарс Репше вступил в решающую схватку со своим самым серьезным оппонентом, самым богатым человеком Латвии Андрисом Шкеле. У этого конфликта может быть только две развязки. Для Шкеле поражение будет означать в лучшем случае чемодан-вокзал-Лондон, а в худшем пребывание в следственном изоляторе, где уже неделю находится его ближайший соратник Харий Кронгорн. Для Репше не только досрочный уход с поста премьера и конец политической карьеры, но и, возможно, все тот же следственный изолятор.
Русский Репше против латыша Шкеле
Главным орудием войны против Шкеле Эйнарс Репше избрал латвийское бюро по борьбе с коррупцией (КНАБ). К такому решению Репше подтолкнуло еще и то, что КНАБ, в котором реальной силой по прежнему оставались люди Шкеле, начал копать под самого премьера. И кое-что накопал. Согласно отчету КНАБа, большая часть средств, пожертвованных на предвыборную кампанию партии "Новое время" поступало через подставных лиц. Деньги в банк несли пенсионеры-активисты, только брали они эти деньги не из собственных кубышек, а от господ, располагавшим куда большими финансовыми ресурсами. Известный латвийский адвокат Айнар Дзеле и вовсе признался, что перечислил на личный счет Репше 2500 латов ($4 тыс.) по просьбе одного из своих клиентов, который пожелал оставаться неизвестным. В латвийских политических кругах это заявление адвоката склонны рассматривать не более чем предупреждение в адрес премьера со стороны его сомнительных спонсоров. По некоторым сведениям, в сейфе того же Дзеле хранятся бумаги, свидетельствующие о пожертвованиях с несколько большим количеством нулей. Но если Репше начнет соблюдать достигнутые со спонсорами накануне выборов договоренности, то документы там и останутся.
Кандидата на пост главы КНАБа привел к Репше все тот же Дан Титавс. Чтобы не нарушать принцип семейственности в подборе особо приближенных кадров, кандидатом на пост председателя КНАБ была выдвинута Юта Стрике, одноклассница брата Титавса. В биографии госпожи Стрике оказалось так много темных пятен, что на предварительном собеседовании в службе безопасности, которое обязан пройти каждый кандидат на высокий пост в силовых структурах, Юта Стрике свою биографию рассказывать отказалась, сославшись на тайну частной жизни. Как выяснилось, госпоже Стрике было что скрывать. Хотя бы то, что Ютой Стрике она стала совсем недавно, а вот аттестат зрелости в одной из школ совсем не латвийского города Москва был выдан ей на имя Анны Потаповой. Согласно объяснениям самой Стрике, фамилию она взяла у мужа, а имя Анна записано в ее аттестате по ошибке.
Поняв, что расширение семьи Репше может принести ему серьезные неприятности, господин Шкеле сумел заблокировать утверждение кандидатуры Стрике Сеймом. Стрике выдвигали два раза, и оба раза большинство голосов при тайном голосовании оказывалось против Анны Потаповой. Тогда Репше пришлось буквально своими руками, в обход всяческих законов усадить Стрике в кресло председателя КНАБа. По латвийским телеканалам несколько дней крутили уникальные кадры: премьер привозит Стрике в здание КНАБ на собственной машине, лично вводит ее в кабинет и представляет работникам как заместителя председателя бюро по борьбе с коррупцией. А с учетом того, что прошлого председателя Репше уволил, Стрике автоматически становится исполняющим обязанности председателя бюро. Дальше все идет по сценарию, написанному Титавсом и утвержденному Репше. Дело о пожертвованиях спускается на тормозах, зато активно начинает раскручиваться новое дело о попытке незаконной приватизации структурами господина Шкеле государственной доли в самом прибыльном предприятии Латвии - сети сотовой связи ЛМТ. В один из офисов господина Шкеле вламывается местный ОМОН (дело до сих пор в Латвии невиданное), арестовывая соратника Шкеле Харий Кронгорн. Все это делается, естественно, с целью вернуть народу награбленное добро. Данная версия живет всего несколько дней. Журналистам одной из ведущих газет Латвии "Неаткарига Авизе" становятся известны подробности обыска в офисе Шкеле. Выясняется, что в ходе обыска изъяты вовсе не материалы дела об ЛМТ, а записи прослушек переговоров премьер-министра Эйнара Репше. По данным различных источников, среди кассет Шкеле фигурируют переговоры Репше с Шабашовым и Колмогорцевым, телефонный разговор Титавса с представителями Лучанского и много других представляющих реальную опасность для премьера улик. Понятно, что такие вещи в одном экземпляре не хранят, и нового витка в войне ставленника российского капитала Эйнара Репше против латвийского олигарха Андриса Шкеле ждать осталось недолго.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности