Снегоходы – это здорово, дорого и опасно

В XVIII в. большой популярностью пользовались сани с парусом. Вполне естественно, что в век двигателей внутреннего сгорания санки решили моторизировать – создать, так сказать, гибрид автомобиля со снегокатом




Коньки, лыжи (пусть даже и горные) – это уже не круто. Звезды кино и телевидения, политики, бизнесмены и просто конкретные пацаны сегодня предпочитают снегоходы. Мчишься с ветерком по заснеженной равнине: в ушах свистит, в глазах рябит, адреналин зашкаливает – кайф! В общем, как сказал один небедный товарищ, "всего десять штук баксов, а столько удовольствия!".

В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом – на них совершали прогулки по ледяным озерам. Вполне естественно, что в век двигателей внутреннего сгорания санки решили моторизировать – создать, так сказать, гибрид автомобиля со снегокатом. Кому первому пришла в голову идея сделать снегоход, точно не известно. Попытки создания саней с механическим двигателем начались еще в конце XIX века. Множество конструкций на базе серийных автомобилей носились по снежным полям Канады, Аляски и Скандинавии. А русский инженер А.С. Кузин в 1908 г. смастерил модель, снабженную авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, и развивал скорость до 70 км в час. Правда, это еще не снегоход был, а аэросани. Но зато на них тоже можно было можно ездить по льду рек без риска провалиться в полынью, если лед проломится.

Прообраз современного снегохода одним из первых соорудил в маленьком гараже, расположенном на задворках универмага, Карл Элейсон в 1924 году. Его снегоход имел 2,5-сильный лодочный мотор жидкостного охлаждения, управляющие лыжи с тросовыми тягами и двухместное сиденье над гусеницей. Две управляющие лыжи были выполнены из отличной древесины. В передней части снегохода размещалась четвертушка радиатора от автомобиля типа "Ford T", охлаждавшая лодочный мотор. Принцип работы машины состоял в том, что мотор запускался и набирал обороты, раскручивая гусеницу. Затем гусеница медленно опускалась на поверхность снега, и снегоход начинал движение; сцепление гусеницы со снегом определяло скорость движения. Элейсон запатентовал свой снегоход в 1927 году. В 30-х годах моторные сани Элейсона уже оснащались более сильными моторами: в 12 и 25 лошадиных сил.

История снегоходов немыслима и без имени канадского изобретателя Жозефа-Армана Бомбардье. Попытки создать машину для движения по снегу он предпринял еще в возрасте 15 лет. Разобрав на части старенький "Ford", подаренный ему отцом, он соорудил некий агрегат, на котором вместе с братом Леопольдом гонял по окрестностям родного Ванкувера. Однако отец Жозефа счел новую игрушку сына опасной и приказал ее от греха подальше разобрать. Осуществить свою давнюю мечту об индивидуальном снегоходе Бомбардье смог лишь к началу 1958 г., когда им было построено несколько прототипов. Это были полностью открытые одно-двухместные машины с широким траком. А в конце 1958 г. состоялись первые дорожные испытания снегохода, построенного с учетом ошибок предыдущих версий, результаты которых оказались более чем удовлетворительными. В 1959 г. было изготовлено 225 легких снегоходов, получивших к тому времени имя Ski-doo. Это была конструкция с двумя длинными лыжами и пружинной подвеской склиза. Гусеница была полностью резиновой, а сцепление центробежным. Первый Ski-doo развивал скорость до 40 км/ч и довольно легко преодолевал полуметровые сугробы. Все 225 машин были проданы за сумасшедшие по тем временам деньги – от 900 до 1000 долларов. В середине 1960-х годов серийное производство было налажено уже во многих странах, и катание на снегоходах стало очень популярным.

К нам в страну снегоходы пришли гораздо позже, а уж популярным развлечением стали и вовсе недавно. Стоимость снегохода вплотную приближается к стоимости автомобиля – даже подержанный 3-4-х летний снегоход стоит не меньше $3 тысяч, а на новые навороченные модели цена и вовсе зашкаливает. Взять снегоход в аренду тоже не каждому по карману – примерно 500 рублей в час. Однако количество этих дорогих игрушек с каждым годом увеличивается. В прошлом году, например, по данным Гостехнадзора, в Подмосковье был зарегистрировано 6,5 тыс. "мотосредств для передвижения по снегу". Фактическое же число любителей зимней езды по полям, по утверждению специалистов, раза в четыре больше. Причем люди, на них катающиеся, никаких правил безопасности подчас не соблюдают. И зря! Снегоход – штука опасная и требующая определенных навыков в управлении.

В течение последних лет езда на снегоходах стала причиной нескольких крупных аварий. В Одинцовском районе погибла актриса Марина Левтова, в Тверской области – известный телеведущий Сергей Супонев. Во время оттепели снегоход со взрослым водителем и двумя детьми провалился под лед на озере Сенеж...

Снегоходы приравниваются к деревенским тракторам, которые предназначены для езды по бездорожью, поэтому никто ничего с экстремалами сделать не может. Воздействовать на них приходится методом убеждения. Штраф, равный половине минимальной зарплаты, для владельцев снегоходов является просто смешным и крутых любителей прокатится с ветерком остановить, конечно, не может.


Выбор читателей