Спецслужбы знали о теракте в метро заранее

В час пик в переполненном вагоне находилось около 230-250 пассажиров. Количество раненых составляет около 120 человек. Остальные – погибшие. Страшные цифры, страшный список




Чудовищный теракт в московской подземке связывают с президентскими выборами в России. Таким образом, по одной из версий, озвученных в СМИ, взрыв является очередным вызовом именно Владимиру Путину, поставившему борьбу с терроризмом на первое место в своей деятельности на посту главы государства России. Теракт стал жестоким ответом чужих. Они ответили нам именно так, как могли, как посчитали нужным, ударив по беззащитным людям - женщинам, старикам, детям.

И все же этот теракт не был неожиданным. Судя по некоторым данным, в начале високосного 2004 года российские спецслужбы были проинформированы о том, что в столице готовится масштабная акция террористов. Как подтверждают источники "Yтра" в силовых структурах России, оперативные сведения на этот счет поступали и из-за рубежа, работала агентурная сеть. Также есть данные о том, что терактов с использованием смертников ждали еще в январе, но, как и бывает в таких случаях, не знали главного – места и конкретной даты исполнения. Причем, столичное метро тогда же рассматривалось как один из вероятных объектов, выбранных организаторами для террористической атаки. В новогодние праздники столичная милиция, спецслужбы, в т.ч. подразделения, обслуживающие подземные коммуникации, были переведены на усиленный вариант несения службы – в вестибюлях подземки, на станциях, в переходах появились милиционеры с миноискателями, военнослужащие с собаками. Проводилась проверка документов, выборочно – сумок, чемоданов и габаритных предметов пассажиров. Но праздники прошли без экцессов, усиление сняли, а метро как было, так и осталось самым уязвимым местом для удара террористов.

Мы очень часто любим повторять, что наш Московский метрополитен – самый-самый... Самый красивый, самый удобный, имеющий высокую пропускную способность. Мы смирились с давкой в вагонах, толпами на эскалаторах, мафией попрошаек в камуфлированной форме, которую, оказывается, курируют цыганские бароны и преступные кланы Москвы. Но мы забыли о том, что в Московском метрополитене практически отсутствует реальная система безопасности людей. Да, спасателей, пожарные службы, ту же милицию и машинистов уже замучили постоянными тренировками и учениями на случай терактов. Это, понятно, необходимо. И спасатели действуют профессионально. Еще одно достижение: в нашем метро наконец-то появились камеры наблюдения. Но до сих пор ни Лужкову, ни милиции, ни ФСБ, ни правительству и президенту не удалось решить, как предотвратить проникновение террористов в подземку. Это почти невозможно, утверждают специалисты. А на новые технические изобретения типа "Антишахид", которые десятками разрабатываются в Израиле, у России просто нет денег. Имеем то, что имеем – примитивные турникеты, спящих женщин – дежурных в будках вестибюлей и милиционеров, часть из которых больше озабочена доставкой подвыпившего гражданина в "обезьянник" со всеми вытекающими последствиями. Мы не можем или еще не научились ловить, вычислять, определять террористов. Впрочем, с этим есть проблемы во всем мире.

По большому счету Россия начала вести борьбу с террором в 1994 году. Взрывы в столичном метро происходили и раньше, но все это было "мелочью" по сравнению с событиями 6 февраля 2004 года. В это Yтро террористу-смертнику (а спецслужбы, похоже, остановились именно на этой версии) оказалось достаточно просто спуститься в метро.

Занижение реального количества погибших во время этого теракта уже вызвало критику, которая, в свою очередь, породила несколько оправдательный тон выступлений чиновников. В столичной мэрии кивают на спецслужбы, медики говорят о долгих сроках идентификации тел. Наиболее реальными выглядят слова одного из спасателей, выносивших тела и фрагменты из подземелья на поверхность. Речь идет примерно о 60 погибших, фрагменты еще стольких же тел были собраны в течение 6-7 февраля в перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Почему именно эти цифры близки к реальности? В час пик (08:30 Yтра) в переполненном вагоне находилось около 230-250 пассажиров. Количество раненых составляет около 120 человек. Остальные – погибшие. Страшные цифры, страшный список.

На данный момент установлено, что мощность взрывного устройства равнялась 2,5 кг в тротиловом эквиваленте. Но и эта цифра условна, т.е. допускает некоторую погрешность специалистов. Эксперты утверждают, что террорист использовал смесь в виде тротила, селитры, гексогена и еще нескольких составляющих, усиливающих поражающий эффект. Именно такой тип взрывчатки был использован при подрыве электропоездов в Ставропольском крае в 2003 году. Тогда ответственность за теракты взял на себя Басаев, сообщивший, что, согласно некоему плану "Бумеранг", целый батальон смертников готовит теракты в городах страны.

Это раньше чужие прямо торопились признаться в содеянном перед телекамерами, например, Радуев, тот же Басаев. Но сейчас никто не торопится взять на себя ответственность за московский взрыв. Они – чужие – просто стали умнее, понимая, что любое выступление, в т.ч. и в электронных СМИ, может стать еще одной зацепкой для спецслужб.

По первоначальной версии, кстати, озвученной в западных СМИ, за терактом в Москве стоит преемник Хаттаба Абу аль-Валид – "денежный мешок", который, как считается, связан с "Аль-Каэдой" и лично Усамой бен Ладеном. Именно этот гражданин Королевства Саудовская Аравия (по некоторым данным, кадровый офицер саудовской спецслужбы) разразился угрозами в адрес России в одном из арабских каналов в конце прошлого года, сообщив о готовящихся терактах. К тому же, именно Абу аль-Валид считается "экспертом" по взрывчатке. На его счету десятки подготовленных взрывников в одном из террористических лагерей, созданных в Чечне еще Хаттабом. На его счету – и теракты в регионах Северного Кавказа, и планирование захвата "Норд-Оста".

Кто же в реальности мог дать добро, заказать, оплатить массовое убийство людей в вагоне метрополитена? Ответ на этот вопрос не так сложен, если посмотреть на фотографии, которые, кстати, распространяли сами экстремисты в Интернете. На снимках, сделанных в 2003 г., улыбающееся, довольное жизнью трио в лице Масхадова, Басаева и Абу аль-Валида. Они еще имели возможность собираться где-то в горах, "кушать хороший шашлык", разрабатывать планы. Смертники, смертницы, взрывчатка – это их стиль, метод, их сеть, целая система.

Правда, молниеносно после взрыва в Москве вдруг была обнародована реакция Масхадова, обычно отмалчивающегося в бункерах, переоборудованных из сельских клозетов. "Спецпредставитель" Ахмед Закаев, который шатается по Европам, оперативно доложил Западу: дескать, мы тут ни при чем, осуждаем и так далее. До этого в лондонском суде Закаев признавался представителям Фемиды, что уже долгое время не имеет связи с "президентом Ичкерии" по техническим причинам. После терактов прозвучали и призывы к переговорам Кремля... с Масхадовым, как адекватным, "умеренным" представителем братии, специализирующейся на взрывах и упражнениях со стрелковым оружием и ятаганами.

Позиция Масхадова в лучшем случае свидетельствует о старческом маразме, в худшем – о его полной осведомленности и причастности к атакам самоубийц. Как же по-другому можно относиться к экс-полковнику Советской Армии, если он не устает повторять о "полном единении в силах сопротивления, ... полном контроле всех формирований Ичкерии"? Учитывая, что в бандитской иерархии Масхадов – "верховный", а главный по террористической "шуре" Басаев – всего лишь его зам, там все схвачено. Но на фоне акций терроризма вновь прояснилась явная попытка обелить Масхадова, вывести его из-под удара.

Может сложиться впечатление, что Масхадов непримирим лишь к промосковским чеченцам, подтверждение чему – нападение на группу сотрудников Службы безопасности президента Чечни Ахмада Кадырова во время мусульманского праздника Курбан-байрам. Напомню, что в селение Аллерой десяток бандитов во главе с начальником личной охраны Масхадова, с "благословения" босса убили пятерых милиционеров. Т.е. Масхадов якобы дает санкции только на убиение соплеменников, а вот к взрывам в России отношения не имеет...

После 6 февраля умники опять дают советы, назначив стрелочников в числе ментов и чеченцев. Но МВД не занимается борьбой с терроризмом, а обвинять жителей республики, натерпевшихся от террористов никак не меньше москвичей, бессмысленно. Терроризм не имеет национальной принадлежности. Тем более, выражение "чеченский след" возникло опять-таки в СМИ. Слова соболезнования Ахмада Кадырова в этой связи выглядят как оправдание: "нельзя обвинять весь чеченский народ". С таким же успехом власти Дагестана могли извиняться за то, что в даргинском селении Карамахи выродок Хаттаб в свое время заимел дом и даже взял в жены молодую девушку из села. Беда в том, что чужие – везде, даже в самой Москве существуют безбедно в ожидании новых приказов террористической верхушки.

Иностранные СМИ обсуждают молчание руководства ФСБ России, даже не выступившего после теракта, как неприличное. Хотя, это тенденция. Один из знакомых журналистов рассказывал, как попытался сфотографировать руководителей силовиков, прибывших в штаб, где готовилась операция по освобождению заложников в "Норд-Осте". Журналисту просто запретили снимать высоких начальников, не желавших "светиться". И это не мешает им и сейчас продолжать карьеру в высших эшелонах власти страны. И опять-таки как оправдание прозвучали слова замдиректора ФСБ, доложившего, что только за год в Чечне уничтожено свыше 700 и задержано более 2 тыс. боевиков и полевых командиров различного звена. Наверное, этого не достаточно.

Владимир Путин еще раз, только другими словами, подтвердил крылатое выражение о мочении террористов. Да, Россия просто не имеет права вести переговоры с террористами, она их уничтожает. Но четыре года - слишком большой срок, отведенный для существования тех, кто пытается нас лишить жизни. А террористы, вопреки логике, гадят и на земле и под землей. Они готовят новые атаки.

В России есть тысячи специалистов, профессионально выполняющих свой долг, в т.ч. и среди тех, кто борется с чужими. Но есть и "халявщики". По крайней мере, проколы в поиске и локализации лидеров террора в России очевидны. Это ошибки в тактике, просчеты исполнителей? На мой взгляд, не стоит забывать один из военных законов Мерфи, гласящий, что в засаду, организованную по всем правилам, как правило, никто не попадает. Но смогли же нетрадиционным способом устранить злодея Хаттаба. Какие же еще нужны полномочия органам, если их и так предостаточно?

Вечером 8 февраля в одном из поездов Московского метрополитена, следовавшего в центр, на станции "Ленинский проспект" случилось возгорание. Машинист сообщил пассажирам: "Освободите вагоны", что было сделано за десять секунд. Милиция и пожарные прибыли оперативно. Людей организованно вывели на поверхность. Москвичи не паникуют – они внутренне готовы к новым атакам чужих. Потому что террористами объявлена война.

Выбор читателей