Принц Датский. Ошиканный и великий

Трудно найти приличный театр, который не поставил бы бессмертную трагедию Шекспира. Сыграть Гамлета всегда было мечтой всякого уважающего себя артиста. Сыграл Гамлета - значит, можешь играть все




Трудно найти приличный театр, который не поставил бы бессмертную трагедию Вильяма Шекспира. Нашего с вами. Сыграть принца Датского всегда было мечтой всякого уважающего себя театрального актера. Сыграл Гамлета - значит, можешь играть все.

Одним из самых знаменитых исполнителей роли датского властителя был великий английский трагик сэр Гаррик, выступавший на сцене лондонского театра "Глобус", где пьеса была поставлена впервые 400 лет тому назад. Впоследствии в написанной на основании старинных хроник трагедии блистали и другие звезды - от Эдмунда Кина, приезжавшего с "Гамлетом" и в Россию - до сэра Лоуренса Оливье, игравшего принца как на сцене Шекспировского театра, так и в кино, и до Мела Гибсона в кинопостановке 2000 года. Своего Гамлета показал уже в Советском Союзе и другой знаменитый англичанин - Пол Скофилд.

Впрочем, и в нашей стране были свои принцы Датские, начиная с петербуржца Василия Каратыгина и москвича Павла Мочалова, которые состязались в одно и то же время в своих трактовках загадочной роли. На рубеже XIX-XX вв. в трагедии Шекспира блистали Юрий Юрьев на сцене Александринки, а Александр Южин - на сцене Малого театра. Разумеется, не остался в стороне и МХАТ, где с модернистской по тем временам версией выступил приглашенный реформатор английской сцены Гордон Крэг, поставивший трагедию с Василием Качаловым в главной роли. Спектакль успеха не имел, был ошикан и долго в репертуаре не продержался, хотя прославленный критик Влас Дорошевич все же успел разразиться язвительной статьей в адрес мхатовского опуса.

Куда более удачной была судьба тифлисского Гамлета, сыгранного великим Константном Марджановым - "грузинским Станиславским". Среди советских гамлетов пальма первенства принадлежала комедийному версии ленинградского режиссера Николая Акимова в Театре им. Вахтангова, который занял в главной роли Анатолия Горюнова, известного по картине "Вратарь", а также прославившегося своими немалыми габаритами. Наверное, Акимову пришли на память слова Гертруды - Королевы-матери, сказанные о ее сыне: "Он тучен и одышлив". Загадка, как такая версия могла появиться в сталинское время, но... появилась.

Строго классического "Гамлета" создал уже в 50-е мастер реалистического театра Николай Охлопков, поставивший трагедию в Театре им. Маяковского с участием Владимира Самойлова. Эта роль прославила еще молодого тогда артиста на всю страну. Позже он передал эстафету Эдуарду Марцевичу и Михаилу Козакову. Григорий Козинцев обессмертил своим фильмом Иннокентия Смоктуновского и собрал блистательный состав актеров. Авангардный "Гамлет" возник на советских подмостках стараниями Юрия Любимова и Владимира Высоцкого, который декламировал шекспировский текст в переводе Пастернака на сцене Театра на Таганке, аккомпанируя себе на гитаре. К сожалению, полной киноверсии этого спектакля так и не осталось. Уже спустя 30 лет после Высоцкого на великий образ замахнулся Константин Райкин в московском "Сатириконе". Ну, сатира, скажем, и вышла...

Эпоха феминизма, захватившая мир в начале ХХ столетия, заставила и слабый пол одеться в костюм принца Датского. Вслед за Сарой Бернар в парижской "Комеди Франсез" это сделали Аста Нильсен в датском немом кинофильме и наша соотечественница - эмигрантка Алла Назимова на подмостках американских театров.

Трагедия Шекспира послужила и материалом для оперы А.Тома с одноименным названием, а также для многочисленных реминисценций на тему. Так, например, образ Гамлета возник в итальянской комедии Альдо Николаи "Гамлет в остром соусе", философской притче Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и в драме болгарского драматурга Василко Йорданова "Убийство Гонзаго", которая шла на сцене Малого театра десять лет назад. В конце концов - совсем недавно - появился и "Русский Гамлет". Петербуржский хореограф Борис Эйфман поставил спектакль, посвященный Павлу I, судьба которого была схожа с судьбой датского принца.

Не так уж и мало за 400 лет, не правда ли?

Выбор читателей