Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Впрочем, прошлое прошло, и сравнивать с ним настоящее – занятие не очень продуктивное. Полезнее устремить оценивающий взор не назад, а по сторонам – посмотреть, как живут и сколько получают наши соседи. Как раз недавно Федерация европейских работодателей (независимая организация, созданная по инициативе Европейской комиссии), опубликовала доклад, где на основании сопоставления заработков по 30 основным специальностям оценила реальные доходы в европейских странах.
Самая высокая зарплата (27,89 евро в час) оказалась в Дании, и этот показатель авторы исследования приняли за 100%. Отсюда и считали. В первую десятку вошли Швейцария (79%), Люксембург (72%), Норвегия (69%), Германия (63%), Нидерланды (61%), британский остров Мэн и Италия (по 60%), Великобритания (58%) и датские Фарерские острова (56%). Что касается России, то она, обогнав такие страны как Болгария, Сербия и Черногория, Албания, Украина, Белоруссия и Молдавия, оказалась в четвертом десятке. Зарплата россиян, как и румын, составляет всего 4% от датской, или около 1 евро в час. Но это не самые плохие результаты – в Молдавии, например, зарабатывают в среднем по 0,32 евро.
Однако отмечается неплохая динамика: многие из отстающих кинулись вдогонку за лидерами. В 2003 г. самые большие темпы роста зарплат отмечены в Словакии (11,3%), России (по вышеуказанным оценкам МЭРТ, 10,5%), Эстонии (9,8%) и Латвии (9,6%). А вот в Португалии наблюдалось сокращение заработков (на 1,8%). В общем, доходы в западной и восточной частях Европы постепенно сближаются, хотя до их уравнения очень далеко (да и возможно ли оно в принципе?).
Конечно, европейские исследователи зачастую не знали местной специфики, что могло вызвать серьезные погрешности. Например, расчеты велись на основе официальных данных о зарплатах в местной валюте с учетом сверхурочных и других подобных выплат, но без "тринадцатых зарплат" (а ведь это в СНГ традиционно очень важная статья доходов!), выплат из прибыли предприятия, дивидендов и других дополнительных поступлений. Не считался, разумеется, "черный" и "серый" нал, который в России, даже по официальным оценкам, составляет от трети до половины среднего дохода работников. Но не приняты были во внимание и косвенные финансовые выплаты за счет развитой (в основном, в западноевропейских странах) системы социальной защиты населения. Думается, что если бы учли и все это, то ситуация выглядела бы лучше для России, но не сильно.
Еще следует отметить, что исследование касается только "доходной части бюджетов" жителей Европы, т.е. не позволяет в целом оценить уровень благосостояния жителей разных стран. Чтобы его сопоставить, нужно провести анализ "дороговизны жизни" в этих странах. Тогда, конечно, все станет более понятным и адекватным: кое-что в России и СНГ стоит дешевле, чем в Европе (начиная с энергоносителей).
Однако это слабое утешение, ибо наши цены постепенно выравниваются с мировыми, и даже энергоносители под давлением Запада будут дорожать. И таким образом, в целом ситуация в СНГ вырисовывается довольно безрадостная, несмотря ни на какие тринадцатые зарплаты. Например, по данным Международной организации труда (МОТ), доходы многих украинцев меньше, чем это необходимо для удовлетворения самых минимальных потребностей человека (в этой конкретной стране). 85% работающих украинцев заявили, что доходы семьи не позволяют покрыть минимальные расходы в области медицинского обслуживания, а 83% опрошенных считают себя просто бедными. Средняя заработная плата в стране меньше $100 в месяц, при этом задолженность по ней достигает 40%. И это еще не предел: самые низкие доходы в Европе – у жителей Белоруссии и Молдавии.
Естественно, возникает вопрос: почему мы живем так, а они у себя в Европе – эдак? Многое можно списать на тяжелое наследие социалистического прошлого, на длительный переходный период, на происки империалистов, наконец... Но хочется найти более адекватные причины. Заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников полагает, что все дело в низком уровне производительности труда. А почему он у нас такой низкий? – "Самое очевидное, на что я бы обращал внимание, – это состояние институциональной системы. Отдельные части, отдельные звенья экономической системы работают с пробуксовкой, с большими трениями, с большими издержками. Отсюда теряются потенциальные выигрыши в эффективности. А под институтами я понимаю просто правила игры, которые регулируют взаимодействия людей друг с другом, взаимодействия экономических агентов – работников и работодателей, кредиторов и заемщиков, государство и граждан".
Самое удивительное – как все-таки люди умудряются жить в странах СНГ, зарабатывая по несколько процентов от зарплаты западного европейца?
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику