Черные списки не фантастика, они действительно существуют

Свежая информация о существовании новых черных списков банков может вновь дестабилизировать финансовый сектор. МНС имеет претензии к целому ряду кредитных учреждений




Слова "черный список банков" уже стали устойчивым термином. И отнюдь не ласкающим слух. Напротив, у банкиров и их клиентов он, скорее, вызывает холодный пот и дрожание рук. Напомним, в начале лета прозвучало заявление главы Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктора Зубкова о том, что его ведомство уделяет повышенное внимание десятку банков, у которых имеются проблемы с документацией. Сами организации перечислены не были, что дало прекрасный повод для фантазий и грязной конкурентной борьбы. В различных изданиях, в электронных рассылках и просто в виде слухов начали гулять самые разнообразные списки, где перечислялись самые разные банки, вплоть до крупнейших. Последовавшая вслед за этим история с "Содбизнесбанком" привела к кризису доверия на рынке банковских услуг и к банкротству ряда кредитных организаций. С огромным трудом ЦБ и самим банкирам панику удалось погасить. Казалось, все позади. Но жизнь приносит все новые сюрпризы.

Сегодня газета "Ведомости" сообщает, что Министерство по налогам и сборам (МНС) по-прежнему имеет претензии к целому ряду банков. Этот факт, в свою очередь, может вновь посеять нервозность среди финансистов. Как сообщает издание, на сегодняшний день таких предприятий всего семь. С начала года под подозрением налоговиков находилось 20 кредитных учреждений, у 13 из которых Центробанк уже отозвал лицензии. Самые громкие из них - банки "Диалог-Оптим", "Кредиттраст", "Содбизнесбанк" и "Павелецкий". Оставшиеся семь подозрительных финансовых учреждений - столичные, однако по доброй традиции их не называют, что вновь дает хорошую пищу для фантазий и инсинуаций.

Причина, по которой МНС заинтересовалось банковской сферой, проста. Начальник Управления кредитных организаций министерства Дмитрий Вольвач поведал, что налоговики опасаются повторения истории 1998 г., когда налогоплательщики осуществляли платежи в казну из средств, зависших в проблемных банках. Таким образом, бюджет не получал ничего, а в то же время налоги считались уплаченными. Всего потери бюджета составили тогда порядка 31 млрд рублей. Эта ситуация и подвигла МНС на мониторинг банковской сферы. "Мы периодически запрашиваем у банка информацию и наблюдаем за его состоянием, - рассказал Вольвач. - Если налоговая инспекция замечает, что банк систематически задерживает исполнение поручений клиентов по уплате налогов, последним направляются информационные письма с предупреждением не проводить через подозрительные банки платежи". По его словам, в список для мониторинга банк попадает, когда появляется информация о его проблемах. Источниками сведений являются Центробанк и картотеки неоплаченных бюджетных поручений клиентов.

Стоит ли говорить об отношении банкиров к подобной практике? Еще одно ведомство помимо ЦБ РФ и ФСФМ получило полноценную возможность влиять на уровень доверия вкладчиков. Вообще, складывается впечатление, что государство всеми силами пытается сократить количество финансовых предприятий в стране. Цель, безусловно, благая: в стране около 1300 банков, в то время как потребности экономики вполне может обеспечивать 100 кредитных организаций. Однако не перестают удивлять методы государственных чиновников, которые они используют для продвижения к намеченной цели.

Выбор читателей