В Венецию отправилась еще одна русская "темная лошадка"

Новый директор Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер устроил маленькую сенсацию, снова взяв в конкурсную программу русский фильм, который никто не видел, – "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной


Фото AP



1 сентября в Венеции открывается один из главных международных кинофестивалей, 61-й по счету. Прошлый, юбилейный фестиваль завершился конфузом – фильм, который считался явным фаворитом, итальянская политическая драма "Здравствуй, ночь" уважаемого режиссера Марио Белоккио, уступил главный приз "темной лошадке", дебюту никому не известного российского режиссера Андрея Звягинцева "Возвращение". Жюри под руководством 88-летнего мэтра итальянского кино Марио Моничелли, уже зная, что фильм получит "Золотого льва" за лучший дебют, проявило принципиальность, за которую пришлось расплачиваться директору фестиваля Морицу де Халдену.

В этом году на его место пришел Марко Мюллер, который в течение десяти лет возглавлял киносмотр в Локарно. И тут же произвел маленькую сенсацию, снова взяв в конкурсную программу русский фильм, который никто не видел, – "Удаленный доступ". Впрочем, его режиссер Светлана Проскурина на международных фестивалях не новичок. Ее дебютный фильм "Случайный вальс" получил в 1990 г. "Золотого леопарда" именно в Локарно. С начала девяностых Проскурина не снимала художественных фильмов, работая в документалистике вместе с Александром Сокуровым, имя которого также стало широко известно за рубежом именно в прошлом году. Хотя сама режиссер уверена, что "бомбы дважды в одно место не падают", ее участие в конкурсе явно придает ему остроты, несмотря на присутствие новых фильмов Вима Вендерса, Алехандро Аменабара, Франсуа Озона, Тодда Солондза и Миры Наир.

Коме того, в этом году в Венеции как никогда много итальянских лент – что называется, "с запасом". В конкурсе их три, включая режиссерскую работу незабываемого "комиссара Каттани" Микеле Плачидо. Еще три будут показаны во внеконкурсной программе. Среди них – картина с многозначительным названием "Как мы накликали беду на итальянское кино" режиссеров Даниэле Чипри и Франко Мареско, а также новая лента Микеланджело Антониони. Впрочем, на протяжении последних нескольких лет почти полностью парализованный живой классик в сорежиссеры своего фильма "Эрос" взял Стивена Содерберга и Вонга Кар-Вая, тоже не последних людей в мировом кино.

Вне конкурса представлена и новая работа Киры Муратовой "Настройщик". Фильм должен был появиться на Московском кинофестивале, но был "придержан" для Венеции.

Среди 170 картин киносмотра особенно много в этом году американских – двадцать. Откроет его мелодрама Стивена Спилберга "Терминал" с Томом Хэнксом и Кэтрин Зетой-Джонс; вне конкурса пройдут показы "Манчжурского кандидата" Джонатана Демме и "Соучастника" Майкла Манна, российская премьера которого с личным участием Тома Круза состоится уже 6 сентября.

В жюри, которое в этом году возглавит английский актер и режиссер Джон Бурман, вошли семь человек, из которых двое итальянцы – сценарист Пьетро Скалиа и режиссер Миммо Калопрести, и двое американцы. Впрочем, от "независимого" режиссера Спайка Ли и главного кинооткрытия прошлого года актрисы Скарлетт Йоханссон можно ожидать и нестандартных решений, как и от сербского режиссера Душана Макавеева и немца Вольфганга Петерсена, покорившего европейских зрителей своей ностальгической мелодрамой "Гудбай, Ленин!"

Так что 11 сентября, в день завершения фестиваля, российское кино вполне может рассчитывать на награды.

Выбор читателей