Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Принятые в Киеве решения переводят в предметную плоскость то, о чем раньше договорились главы правительств России и Украины. 18 августа в Сочи, в присутствии президентов двух стран, премьер-министры Михаил Фрадков и Виктор Янукович подписали межправительственное Соглашение о мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли. Этот документ конкретизирует условия реализации данного проекта. В частности, соглашением определено, что заказчиком сооружения, а впоследствии собственником газопровода станет ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". При этом Россия гарантирует газовый транзит по новому трубопроводу в объеме от 5 млрд куб. м в 2005 г. до 19 млрд куб. м в 2010 г. сверх того, что предусмотрено действующими договорами. А Украина, в свою очередь, должна "обеспечить необходимые условия для беспрепятственного проведения работ по строительству и эксплуатации газопровода, оформления консорциумом всех необходимых разрешений и лицензий". Кроме того, на срок окупаемости проекта Украина установит нулевую ставку рентных платежей за транзит газа по данному газопроводу. На этот же срок доходы, получаемые консорциумом от эксплуатации трубопровода, не будут облагаться налогом на прибыль. Консорциум освобождается и от ряда других фискальных платежей. Срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2030 г. с автоматической пролонгацией каждые последующие 5 лет.
На первый взгляд, выглядит все замечательно и предстает "новой вехой" в развитии российско-украинского газового сотрудничества. Тем более что еще в мае этого года министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил, что отношения России и Украины в газовой сфере полностью урегулированы до 2013 г., причем все соглашения "исполняются день в день, копейку в копейку". Стало быть, можно только порадоваться переходу этих отношений в "инвестиционную фазу".
Небезынтересно, однако, вспомнить предысторию проекта международного газотранспортного консорциума. Его идея возникла в июне 2002 г., когда Владимир Путин, Леонид Кучма и федеральный канцлер Германии Герхард Шредер подписали в Санкт-Петербурге заявление о сотрудничестве в использовании магистральных украинских газопроводов и обеспечении бесперебойных поставок природного газа в европейские страны. Кроме немецкого концерна Ruhrgas, к созданию консорциума планировалось привлечь и других западноевропейских инвесторов. Однако эти планы так и не были реализованы, а Германия, после нескольких раундов бесплодных консультаций, практически смирилась со своим отстранением от участия в консорциуме.
Изначально предполагалось, что консорциум будет управлять и заниматься модернизацией всей газотранспортной системы Украины. Такие задачи обозначены и в межправительственном российско-украинском соглашении о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли от 7 октября 2002 года. Именно в соответствии с этим документом в конце того же месяца было учреждено, а в январе 2003 г. официально зарегистрировано ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". Консорциум на паритетных началах образовали НАК "Нафтогаз Украины" и РАО "Газпром", что не исключало последующего вхождения в консорциум третьей, то есть германской стороны. Примечательно, однако, уже то, что уставной капитал предприятия составил всего $1 миллион. Для сравнения, 31августа 2004 г. стороны одобрили его увеличение до 186,55 млн гривен, или $35,2 миллионов.
Полтора года, прошедшие со времени формального создания упомянутого ООО, были отмечены интенсивными, но безрезультатными усилиями заинтересованных сторон наполнить проект конкретным содержанием. Немцы предлагали передать украинские магистральные трубопроводы международному консорциуму в концессию. Вариант концессии или долгосрочной аренды поддерживала и российская сторона. В 2003 г. "Газпром" экспортировал через Украину 119,2 млрд куб. м. газа, оплатив транспортировку по украинской территории поставкой 26 млрд куб. метров. Естественно, российский концерн очень хотел бы получить определенный контроль над этим экспортным маршрутом и снизить свои транзитные издержки.
Однако украинцы категорически отвергали любые варианты, подразумевающие частичную уступку контрольных прав "чужакам", пусть даже в обмен на значительные инвестиции. Глава НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Бойко предлагал модель "купли-продажи": концерн покупал бы газ на восточной и продавал на западной границе Украины, оплачивая услуги по его транспортировке дочерней компании НАК – "Укртрансгазу". Однако такой вариант совершенно не укладывался в экспортные схемы "Газпрома".
В итоге и возникла идея "загрузить" российско-украинский консорциум сооружением нового газопровода. Именно этого, собственно говоря, Украина и добивалась с самого начала: привлекать иностранные инвестиции в прокладку новых газовых трасс, оставляя за собой поддержание и модернизацию существующих, и полностью сохраняя единоличный контроль над ними. Остается только в очередной раз пожелать нашему правительству научиться, наконец, так же твердо отстаивать российские интересы, как украинские переговорщики отстаивают свои.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт