Надрывный глянец "Папы"

Новый фильм Владимира Машкова удивительно пуст. Смотришь его и думаешь: "Неужели это тот "Папа", рассказом о котором на пресс-конференциях режиссер доводит журналистов до слез?" Красивые картинки так и не складываются в единый рассказ

Папа
Россия, 2004
Режиссер: Владимир Машков
В ролях: Владимир Машков, Егор Бероев



фото: КиноКадр.ru



Один из проходных героев фильма "Папа", еврей, вернувшийся в родной городок из Иерусалима, говорит о том, что вот увидел он Стену Плача, и стало ему казаться, что, может, это вовсе и не та стена – не та, про которую ему столько говорили, не та, которую он мечтал увидеть. Может, есть еще какая-то, которая более соответствует его представлениям о Стене Плача, чем настоящая. Так же и сам фильм Владимира Машкова. Смотришь его и думаешь: "Неужели это тот фильм, рассказом о котором на пресс-конференциях режиссер доводит журналистов до слез?"

Может, есть какой-то другой фильм, об отце, который вывел сына в люди, и о сыне, который в ответ крикнул: "Ненавижу"? Фильм, о котором действительно можно говорить со слезами на глазах? Но нет, никакого другого "Папы" нет. Есть гладкая, "конфетная", глянцевая картинка, "новый имперский стиль", столь популярный в российском ретро-кино последних лет.

Фильм удивительно пуст, хотя в нем много мелких происшествий, много красивых картинок, которые так и не складываются в единый рассказ. "Папа" пунктирен, как будто пьеса Галича "Матросская тишина", по мотивам которой снято кино, так и осталась каркасом, на который еще нужно нарастить спектакль.

Владимир Машков играет роль отца, еврея Шварца, с надрывом, буквально со слезами на глазах, но эти же эмоции он не выражает на экране как режиссер. Легко и гладко "Папа" проскальзывает мимо зрителя, невзирая на всю ту серьезность и значительность, которую придают своим словам и действиям актеры. Там не за что даже задержаться мыслью, разве что за проходную сцену, где товарищ Давида по консерватории видит на какой-то станции метро в открытой двери вагона своего отца, "врага народа". Как и еврей из Иерусалима, этот молодой музыкант, появляющийся на экране на пять минут, более интересен, чем главные герои, о судьбе которых рассказывается на протяжении полутора часов.

Кроме операторской работы, больше всего в фильме заметен труд режиссера по кастингу: герои-дети и герои-взрослые подобраны удивительно точно. Собственно говоря, это единственная приятная неожиданность картины, которая разнообразна и интересна не больше, чем слайд-шоу.

В кинотеатрах с 9 сентября.

Выбор читателей