Через 4 года президент станет декорацией

Эксперты озвучивают три версии развития событий в 2008 году. Попытка Путина остаться в Кремле на третий срок – наименее вероятна. Сценарий с преемником тоже не пройдет. Остается самый экзотический вариант...




Относительно президентских инициатив по укреплению вертикали власти успели высказаться очень многие. Большинство губернаторов, поборов шок, практически сразу же бросились выражать безграничную благодарность и безоговорочную поддержку "ущемлению" своих прав. Позже с осторожностью, но все же в позитивном для Путина ключе начали высказываться аналитики. Резко против нового государственного устройства страны выступил Запад – зарубежные СМИ пестрели определениями "диктатура", "возврат в СССР" и " "новый царь России".

Все ждали серьезного анализа со стороны родных социологов и политологов. Во вторник в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция "Реформа властных структур России и перспектива 2008 года", в которой приняли участие руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская и директор Института социологии РАН профессор Леокадия Дробижева. Они рассказали присутствующим о своем видении ситуации на российском политическом поле и дали ряд прогнозов относительно того, как будут развиваться события в 2008 г., когда, согласно Конституции, Путин должен будет покинуть пост президента.

По подсчетам Центра изучения элиты, 37% российского политического класса (то есть той среды, где принимаются реальные политические и управленческие решения, от местного до федерального уровня) помнят советскую систему власти. В региональных политических классах таких людей около 61%. Им более понятен авторитарный стиль руководства. Процессы прихода этих людей во власть кристаллизировались в 2000 г., когда в Кремль пришел Владимир Путин. Сегодня 65% политиков приходят в элиту не с помощью выборов, а через назначения. На выборных должностях при помощи олигархов и бюрократии всех уровней с 1997 г. оказывались люди, востребованные не населением, а именно этими структурами.

Ситуация с назначением губернаторов из Центра "по согласованию" с местными властями напомнила экспертам советский тип организации власти на местах. По их мнению, элемент выборности существовал и тогда: ЦК КПСС имел кадровые подразделения, которые внимательно изучали кандидатуры для последующей ротации на высоких постах и всегда согласовывали подобных кандидатов с местными элитами. В Кремле неизменно рассматривали несколько кандидатур на ответственные позиции: назначение происходило в том случае, если кандидаты устраивали и местные элиты, и московские власти.

Спустя почти 20 лет, по мнению западных, да и российских специалистов, российская топ-элита пытается реанимировать, "советизировать" организацию политической жизни. Момент, по мнению Л.Дробижевой, выбран более чем удачный. Во-первых, сепаратистские тенденции, характерные для начала 90-х, за исключением Чечни, пошли на спад. В качестве примера приводятся последние губернаторские выборы в Республике Саха, одном из самодостаточных регионов-доноров, в Конституции которого даже был прописан механизм выхода из состава России. На смену якуту Николаеву после долгих консультаций с Кремлем пришел русский Штыров, причем именно Николаев выдвинул его кандидатуру. И никаких протестов, митингов и демонстраций.

Во-вторых, по оценкам Института социологии, за последний год общий уровень протестного потенциала в России снизился с 12% до 7%, что позволяет администрации президента проводить любые, самые рискованные эксперименты. По образному выражению О.Крыштановской, власть сегодня находится на наклонной плоскости и катится вниз, не чувствуя "упора". Отсутствие сопротивления со стороны серьезного бизнеса, боящегося потерять свои преференции, молчаливое согласие с проводимой политикой так называемого "среднего класса" и деморализованной и нищей интеллигенции приводят к тому, что Кремль беспрепятственно ведет страну к тотальной советизации.

Какие перспективы сулят все эти процессы России в свете предстоящих в 2008 г. президентских выборов? По мнению Ольги Криштановской, существуют три варианта развития событий. Наиболее маловероятный – повторение туркмено-белорусского сценария, то есть попытка остаться на третий срок. Подобный вариант в одночасье превратит нашу страну в изгоя. Более вероятный ход – попытка провести на высший государственный пост преемника. Впрочем, подобный шаг вряд ли приемлем для Путина в силу того, что, побывав в положении такого преемника, он отлично понял, какие мысли могут возникать у наследника по поводу предшественника. Наиболее вероятен, по мнению Крыштановской, самый экзотический вариант. А именно: привести Россию к парламентской республике, где президента будут выбирать депутаты двух палат. Уровень легитимности подобного президента будет заметно снижен, и центр власти постепенно сместится в сторону премьер-министра, место которого и может занять Путин. А слабый президент, как в германской политической модели, займет свою декоративную нишу.

В пользу подобного развития событий говорят некоторые факты. Сначала изменился способ формирования Совета Федерации, при котором действующим губернаторам не нашлось в нем места и он стал полностью подконтролен Кремлю. Затем чудовищными усилиями было сформировано конституционное большинство в Госдуме. Наконец, будет проведена реформа губернаторских выборов, и нет никаких сомнений в том, что на этих постах окажутся только удобные Путину люди. Таким образом, вся политическая элита страны окажется под полным контролем президентских структур, и останется лишь решить, на что потратить столь масштабный властный ресурс. По мнению эксперта, Россия встала на путь столь глубокого реформирования, что Конституция будет неизбежно изменена. И тогда сами собой отпадут претензии ряда демократических лидеров о противоречии президентских инициатив Основному закону страны.

Насколько осуществима такая схема, сегодня гадать сложно. Есть ряд заметных нестыковок, например то, что в ходе административной реформы статус премьера не только не усилился, а заметно снизился. Но все действия Путина последних лет – от выравнивания статусов областей и национальных образований до тотальной централизации власти – говорят о том, что главной своей задачей он видит недопущение дезинтеграции страны. Той дезинтеграции, которую нам охотно и злорадно сулят западные друзья, от Бжезинского до ЦРУ.

Выбор читателей