Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": Рамазан Гаджимурадович, как бы вы могли охарактеризовать современную этнополитическую ситуацию в России?
Рамазан Абдулатипов: Народы России одной ногой находятся под развалинами СССР, а другой ногой ищут опоры в российской почве.
"Y": Ищут почву в национальных традициях, чтобы не раствориться в условиях глобализации?
Р.А.: Нашим народам как бы не до глобализации, потому что они не прошли тот классический путь, который прошли многие нации на Западе. Я имею в виду нации как государства. Все время в такой позе и стоим: наполовину под завалами прошлого, а второй половине не на что опереться, чтобы идти к будущему. Эта вечная наша трагедия, потому что мы не прошли путь становления этносов как наций, наций – как государств.
"Y": Если бы наши этносы начали становиться нациями, возможно и российское государство изменилось бы в своих границах? То есть, кто-то бы из них начал строительство национального государства. Это же случалось в истории неоднократно.
Р.А.: Если мы знаем, что будет процесс национального становления этноса, мы этот процесс должны ввести в нормальное политико-правовое русло. Допустим, мы формируем федеративное государство, обозначаем автономию местных сообществ. Для более крупных образований на уровне штатов или республик даем атрибутику какую-то. То, что примерно было сделано в свое время большевиками. Только они это сделали чисто формально, содержательно не сделали. А теперь мы и это часто отвергаем, не давая ничего взамен.
"Y": Там была политика государства на вовлечение этих народов в социалистическое строительство...
Р.А.: Совершенно правильно, главная задача формирования национальных республик в СССР была в привлечении "отсталых" народов к соцстроительству и преодолении отставания от более развитого центра. Надо сказать, что эту задачу с точки зрения социально-экономического, культурного развития в целом достаточно успешно выполнили. Но не был решен более глобальный вопрос – обустройство этих национальностей внутри государства в федеративной системе. Потому при тоталитарной системе, где нет демократии, невозможен и федерализм. РСФСР называли федерацией, а на самом деле мы не были, не могли быть федерацией.
В ст.6 Конституции СССР было написано, что ядром политической системы является КПСС. А КПСС была жестко унитарным образованием. При жестко унитарном политическом ядре не было возможно построить федеративное государство, и поэтому при первой же проверке на прочность эта система развалилась. А если бы чуть раньше мы реформировали эту структуру (федеративную), например, дали бы территориальный хозрасчет прибалтийским республикам в конце 80-х годов – то, что они требовали, – может, все и было бы по-другому.
Я тогда был в командировке в составе группы ЦК КПСС в Эстонии, Латвии и Литве. И все наши специалисты выступали с одним и тем же "аргументом": если вы выйдете из состава СССР, вы погибнете, вы самостоятельно ничего не сможете. Я говорил, что так нельзя разговаривать с народом, нельзя внушать народу, что без кого-то он не выживет. Ведь если вы так будете разговаривать со своим сыном, этот сын уйдет из дома. Так и здесь.
Но наше имперское мышление мы по наследству передали даже самым маленьким народам. Посмотрите на Эстонию, Латвию, Грузию, Туркменистан.
"Y": В таком случае, получается, небольшой народ начинает работать на уничтожение других?
Р.А.: Конечно, вы посмотрите – грузины, эстонцы, латыши. Они жаловались, что их угнетают русские. Как только они получили самостоятельность, они повели себя по отношению к абхазам, осетинам и тем же русским в сто раз хуже.
Вот я был в Белоруссии, выступая с лекциями, я почетный профессор Белорусского университета. Говорю им: Россия и Белоруссия – это прекрасный союз. А они мне в ответ: вы знаете, во время Советского Союза, не говоря уже о царском самодержавии, белорусский язык был фактически запрещен. Не было даже школ. Только сейчас, за короткий период самостоятельности, белорусский театр, язык и литература начали восстанавливаться. Если мы вернемся в Россию, не получится ли так, что все снова заглохнет? А мы перед поездкой как раз организовали национально-культурную автономию белорусов в России. Организовали 26 национальных белорусских школ в России. Если бы мы думали ассимилировать их, разве бы стали этим заниматься? Вот вам и равноправие с народом, и уважение.
Не только маленькие народы, но и маленькие государства почувствовали сегодня над собой опасность из-за глобализации – вдруг они останутся вне мировой политики? Отсюда и этот рост терроризма и экстремизма.
"Y": Давайте перейдем к такому вопросу. Не секрет, что традиции некоторых народов противоречат законодательству РФ. Сложная ситуация с этим на Кавказе.
Р.А.: Я уже говорил, что ни один народ России не прошел нормально путь своего развития. То крепостное право, то революции, то еще что-то. Все время поступательное движение срывалось. Поэтому ни один этнос, начиная с самого маленького и заканчивая самым крупным – русским, не образовался в полной мере. И второй этап – это формирование их в единую нацию Российского государства. Мы написали в первой статье Конституции, что мы – многонациональный народ РФ, то есть Россия как нация. Мы – россияне, как люди одного гражданства. Этот процесс тоже идет крайне тяжело. Даже русские люди, вот Солженицын, он категорически против слова "россияне". Понимаете? Греция – греки, США – американцы, Бельгия – бельгийцы... Россия – россияне должны быть!
"Y": А народы России останутся, или мы все превратимся в россиян?
Р.А.: Если народы не останутся, то зачем такое государство строить? Для кого? Или нам нужна территория без народов? Это глупости.
"Y": Но пока наши коренные народы только вымирают. Сейчас маленькие по численности близки к катастрофе.
Р.А.: Я вам должен сказать, что в нашей стране за все годы истории фактически ни один народ полностью не вымер. У нас немножко другая была ситуация. С точки зрения культуры, традиций и языка народов, близких к русской культуре, христианских народов, они больше ассимилируются. Например, среди удмуртов владение родным языком только около 30%, среди татар – гораздо выше, а у дагестанцев – почти 98%. Эти моменты надо учитывать. Получается, что народы, более близкие и адаптированные друг к другу, представляют большую опасность. Меньше сохраняются.
Я еще раз подчеркну: одна крайность, допущенная кем-либо, приводит к другой крайности. В нашей национальной политике, как правило, одни крайности. То – берите суверенитета, сколько хотите, то – никому ничего не дадим. У нас в Дагестане говорят: если хочешь быть здоровым, нужно выпить воду из семи родников. В России двести родников (народов). Оздоравливайте друг друга! А у нас начинают пачкать родники друг друга. Самая большая трагедия для народа какая? Это загрязнение его родников. Родники стали грязные, реки. Откуда пить воду?
"Y": В России проблемы с мигрантами в больших городах. Основную массу мигрантов составляют жители Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Есть определенная национальная напряженность по этому поводу. Вы можете сказать, в чем была допущена ошибка в миграционной политике России?
Р.А.: Миграционными потоками надо управлять. А мы, как правило, работаем по последствиям. Вот приехало столько-то вьетнамцев, и мы начинаем с ними работать. Если мы, государство, не хотим их видеть в этом городе, надо было направить их в другое русло, в другой город. Я недавно в воскресный день специально пошел посмотрел, кто работает на строительстве в Москве. Ни одного москвича! Вот кто работает для москвичей в воскресный день. Строительный комплекс Москвы уже много лет держится за счет мигрантов.
"Y": Хорошо, потребность есть, но есть и конфликт. Как быть?
Р.А.: Конфликт почему есть? Потому что все из них выкачивают деньги и никто не занимается их правами. Это первое. Второе – очень трудно проводят различие между теми, кто действительно работает на пользу и нужен, и теми, кто занимается нелегальным бизнесом. Всех в одну кучу. Как всегда в России – страна большая, разобраться сложно. Если мусульмане – значит все ваххабиты. Понимаете? Если русский выступил – значит национал-патриот. Обобщают.
В нормальном государстве один мигрант кормит трех граждан. Почему эту систему не развивать? Потому что не знаем конкретных составляющих. Еще момент – адаптация мигрантов к местным этническим культурным особенностям и наоборот, адаптация местного населения к мигрантам. Этого нет ни в Европе, ни в России.
"Y": Но традиции народов очень разные. Может раздражать даже иное бытовое поведение...
Р.А.: Это так, даже манера говорить может раздражать: один говорит тихо, другой громко. Тысячи моментов. Это все надо учитывать. Можно их, конечно, растворять. Они, можно сказать, где-то и растворяются, ситуация успокаивается. Но наступает "час икс", и люди, которые уже не знают своего языка, но еще имеют национальное сознание, могут возбудиться. Я, например, полагаю, как только в Америке ослабнет экономика и власть, там будет тысяча национальных проблем. У нас тоже – когда сильная экономика, хватает ресурсов все это удержать и направлять. А культуру, нравы надо адаптировать друг к другу.
"Y": То есть национализм нарастает с ухудшением экономической ситуации? А опыт Европы показывает, что как раз наоборот – с ростом экономик некоторые коренные народы смогли многого добиться, даже бучи национальным меньшинством.
Р.А.: Вы знаете, национализм бывает от голода и от сытости. От сытости возникают другие проблемы – проблемы участия в политических структурах и так далее. Там тоже тысяча проблем возникает.
"Y": Что вы можете сказать о бесланской трагедии в контексте национального вопроса?
Р.А.: В самой трагедии можно найти этот контекст, но лучше все-таки не искать. У террористов была цель затронуть очаг конфликта, поссорить две национальности. Они специально выбрали этот город в Осетии. Надо сказать, что отсутствует политика, которая даже не допустила бы такой трактовки террористического акта. Террористы определенно хотели придать бесланской трагедии этнополитическую окраску.
"Y": Что вы думаете об инициативе президента назначать губернаторов?
Р.А.: Президент владеет большим количеством информации, чем я, чем кто-либо другой из нас. Мы не знаем многих факторов, которые повлияли на это решение. То есть Путин мог руководствоваться какими-то неведомыми нам причинами. И теперь будет нести ответственность за свою инициативу, за положение в регионах. Надо теперь посмотреть, как все будет работать на практике. От результатов этого решения зависит авторитет президента.
Беседовал Александр Трифонов
Каждый шаг нашего президента подвергается детальному анализу
Глава России поблагодарил Трампа за все усилия по прекращению конфликта