Невероятная живучесть примет

Суеверия, какие бы причудливые и труднообъяснимые формы они ни принимали, все же неискоренимы. Пускай кругом троллейбусы, компьютеры, клонирование и вообще торжество науки – вера в черную кошку оказывается сильнее




Эх, люди, люди! На дворе XXI век – компьютеры, роботы, нанотехнологии и прочие немыслимые достижения науки и техники, – а они все в приметы верят. Возвращаюсь недавно домой, передо мной идет девушка, по мобильному с кем-то треплется. Вдруг из подворотни выскакивает черная кошка и перебегает дорогу. И что бы вы думали? Эта вся из себя современная жительница мегаполиса резко останавливается, разворачивается и быстро-быстро идет в обратную сторону. Думаете, она что-то забыла и решила вернуться? Как бы не так. Она просто пошла другой дорогой, в чем я смог убедиться, когда через некоторое время столкнулся с ней – она обогнула дом и вышла с другой стороны. Ну разве современный человек может быть столь суеверным? Я вот, например, в то, что черные кошки несчастья приносят, ни на йоту не верю. Поэтому, в отличие от девушки, не повернул назад, не стал искать обходных путей, а смело пошел вперед, только плюнул трижды через левое плечо. И что же? Ничего особенного со мной в этот день не случилось. Правда, возле самого подъезда меня пытались ограбить, а когда я убегал от грабителя, то споткнулся и вывихнул лодыжку. Но это просто совпадение! К тому же, меня все-таки не ограбили, а лодыжка – пустяк, лодыжка уже не болит совсем...

Да, суеверия неискоренимы, причем нередко они принимают весьма причудливые и труднообъяснимые формы. Множество суеверий имеют древние магические корни. Они возникли еще в ту эпоху, когда окружающий мир воспринимался как скопление злых и добрых сил, находящихся в постоянной борьбе.

Философский словарь толкует суеверие как ложную веру; с точки зрения приверженца одной религии, говорится там, обрядность другой представляется уже суеверием. В толковом словаре суеверие определяется как "предрассудок, в силу которого многое из происходящего в мире является проявлением сверхъестественных сил". В переводе с древнеславянского слово "суеверие" означает "веру всуе", то есть веру пустую, вздорную.

В.И. Даль делил все суеверия на шесть разрядов. К первому он относил остатки язычества, ко второму – случайно придуманные поверья, создававшиеся для того, чтобы "заставить глупого и малого окольным путем делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее". Поверья третьего разряда, по его мнению, были основаны на деле, на опытах и замечаниях. К четвертой группе Даль относил поверья, основанные также на разумных наблюдениях, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Здесь будет уместно привести несколько примеров. В Европе, например, есть такая примета: не следует проходить под лестницей, приставленной к стене, потому что это всегда кончается какой-нибудь неприятностью. Возможно, все началось с того, что когда-то где-то на кого-то, соскользнув, упала лестница. Много суеверий связанно с сочетанием пятничного дня, выпадающего на тринадцатое число. Прежде всего, негатив несет число "13". Пятница же "провинилась" в том, что, по преданию, Адам и Ева отведали запретный плод и были изгнаны из рая именно в этот день. А вот современное поверье, что прикуривать три сигареты от одной спички – плохая примета, причем неприятности постигнут последнего из прикуривших, имеет такое объяснение. Говорят, что во время окопных боев в Перовую мировую войну передача зажженной спички привлекала внимание вражеских снайперов и давала им как раз достаточно времени, чтобы прицелиться и убить третьего прикуривающего. Впрочем, некоторые историки утверждают, что примета возникла еще раньше, во время англо-бурской войны.

Однако вернемся к классификации Даля. Приметы пятого разряда изображают дух времени, игру воображения, иносказания. И, наконец, к шестому разряду относятся поверья, в которых вообще нет никакого разумного смысла.

Вообще, содержание суеверия в очень большой степени зависит от местности, где оно сложилось. В нем находят отражение многочисленные особенности жителей, природных явлений этой местности, так что, если перебрать суеверия и приметы разных областей, то можно легко найти приметы и предрассудки, полностью друг другу противоречащие. Так, если в одной стране увидеть черную кошку значит в будущем столкнуться с неприятностями, то у другого народа встреча с такой же кошкой обещает вам радостное событие в жизни.

Да и у нас с черной кошкой не все так просто. Русские народные поверья об этом существе противоречивы. С одной стороны, это вещее животное, которое способно предугадывать будущее и приносит счастье; в России до сих пор повсеместно считается: "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать". С другой стороны, это ведьмино отродье. С одной стороны, надежная защита для человека; у того же Даля написано: "Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора". И, опять же, с другой – нелепое поверье, что вам не будет удачи, если черная кошка перейдет дорогу. Впрочем, все зависит от того, в каком направлении она бежала: если слева направо – для женщины это предвещает удачу; справа налево – неудача гарантирована. А для мужчины все наоборот.

Как же нам относиться к суевериям и поверьям? Психологи уверены, что суеверия являются неким механизмом психологической защиты, самопомощи, поэтому их можно трактовать не только как наследие наших предков-язычников, но и как неотъемлемую часть человеческой психики. Исследователи из Хартфордширского университета говорят, что само по себе суеверие вовсе не является признаком глупости, невежества или человеческой слабости. "В процессе нашего исследования, – объяснил профессор Вайсман, – мы встречали вполне разумных и образованных людей, которые боялись смотреть через окно на полную луну или пить из треснутой чашки, считая, что это приносит неудачу. Более других суевериям предрасположены люди определенной психической организации – испытывающие постоянное беспокойство, с трудом переносящие состояние неопределенности, нуждающиеся в психологическом контроле, стремящиеся видеть вещи лишь в черно-белых тонах". Главная же причина невероятной живучести суеверий, по мнению ученых, вызвана тем, что большинству людей они дают ощущение способности контролировать превратности и непредсказуемость судьбы или позволяют вносить некоторый порядок в тревожную неопределенность жизни.

Выбор читателей