Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: yabloko.ru |
"Yтро": Владимир Петрович, накануне стало известно, что Колин Пауэлл уходит в отставку, а его место займет Кондолиза Райс. Как вы расцениваете эти перемены?
Владимир Лукин: Лично я несколько огорчен отставкой Пауэлла. Это один из самых опытных и квалифицированных политиков США. Выдающийся человек, сделавший выдающуюся карьеру – и военную, и гражданскую. Человек очень умный, осторожный, сбалансированный. Он просто устал бороться с этой пентагоновской и околопентагоновской компанией, которая определяла во многом одностороннюю политику Буша. Я думаю, что политика США, особенно их отношения с Европой, с другими важными союзниками, проиграет от ухода Пауэлла. Не хочу сказать ничего плохого о Кондолизе Райс, она тоже весьма грамотный человек, но думаю, что авторитет Пауэлла был весомее.
"Y": Есть мнение, что Кондолиза Райс жестче Пауэлла.
В.Л.: Она, возможно, более жесткий политик, но она находилась в такой позиции, когда ей приходилось примирять линию Пауэлла с линией Рамсфелда и Вулфовица, и любой человек на ее посту был бы вынужден занимать какие-то компромиссные позиции. Госдепартамент – это большой организм, и я думаю, что через некоторое время Кондолиза Райс начнет в большей мере выражать идеологию Госдепартамента, как это часто бывает с министрами иностранных дел США.
"Y": Какой вектор политики США станет главным на время второго срока Буша – внешний или внутренний?
В.Л.: Конечно, внутренняя политика будет активнее развиваться. Сейчас для Соединенных Штатов главное – закончить с теми конфликтами, которые они не закончили, в которые они втянулись и пока удовлетворительного выхода не нашли. Это Афганистан, где ситуация неспокойная и правительство Карзая осуществляет только номинальное руководство. И Ирак. Им не удалось решить эти проблемы. Я думаю, роль внутренней политики будет возрастать, потому что американцы проголосовали за Буша, чувствуя солидарность в военное время, время войны с терроризмом. Но они абсолютно недовольны уровнем безработицы, дефицитом бюджета, и это может сказаться очень скоро – на промежуточных выборах, которые будут через два года. Это индикатор следующих выборов. Так что, я думаю, внутренней политике будет уделяться больше времени и сил.
"Y": Какие могут быть использованы сценарии выхода из иракской ситуации?
В.Л.: Я не хочу придумывать сценарии за американцев, пусть они сами их придумывают. Но думаю, что Соединенные Штаты вряд ли наберут сейчас достаточное количество желающих активно помогать им в Ираке, так что им придется взять основное бремя урегулирования на себя. Полагаю, что через пару-тройку месяцев им удастся подавить непосредственно военное сопротивление. Останется неразрешимая проблема превращения Ирака в эффективно действующую демократию. Ведь именно такую цель американцы ставят перед собой. Эта ситуация очень типичная. Ее описывали Стругацкие в своей замечательной книге "Трудно быть богом": на средневековую планету попал человек из земной цивилизации и оказался в ситуации совершенно других, я бы сказал, базовых ориентационных ценностей. Американцы оказались в схожем положении. Со своим плоскостным протестантско-метафизическим мышлением они оказались лицом к лицу с другой цивилизацией. И как они будут выходить из этого, трудно сказать. При этом у них много прагматиков, и, думаю, они найдут какого-нибудь сильного человека в лидеры Ирака. А то полицейское государство, которое им удастся сколотить, они назовут демократией.
"Y": Внушительный мандат Буша на второй срок не подвигнет его на то, чтобы совершить нечто историческое, дабы войти в учебники?
В.Л.: Ну, Буш не получил монументального мандата. Перевес в 5 млн голосов – это не обвал. Поэтому я не думаю, что он считает себя однозначным победителем, так сказать, вне конкуренции. Ему просто некуда деваться, кроме как побеждать терроризм. Так что где-то в районе 2006 г. он должен будет его победить, а значит – победит. Имеется ввиду такая формула: я не знаю, куда придет Америка, но я знаю, что она придет туда первой. Он победит терроризм – если не по существу (победить по существу его невозможно), то виртуально. В каких-то схемах, которые они сами же и придумают. Где-то поймают очередного бен Ладена и скажут: "Мы выиграли битву с терроризмом и идем с этим на следующие выборы".
"Y": Воинственная риторика в отношении Северной Кореи и Ирана не может привести к реальным военным действиям?
В.Л.: Все может быть. Но я думаю, что в нынешней обстановке вероятность этого крайне мала. Правда, в Северной Корее какие-то чудные события происходят. Снимают портреты великого полководца Ким Чен Ира. Что это такое: то ли, вслед за Туркменбаши, Ким Чен Ир решил стать временно скромнее? То ли пришло время напевать песенку: "А потом его немножечко того, тогда всю правду мы узнали про него"? Трудно сказать, но я думаю, что американцы не будут туда лезть. Во-первых, там Китай близко. Это очень серьезно. США уже один раз столкнулись с этим во времена Корейской войны, и больше этого делать не будут.
"Y": Как будут развиваться отношения Россия – США, если учитывать публичную поддержку Бушу со стороны Путина перед самыми выборами?
В.Л.: Думаю, благодарности Буша хватит месяца на полтора. Главный вопрос: будет ли Буш расценивать эту дружбу как полезную для своей внутренней политики, для перспектив Республиканской партии. Но я полагаю, что после месяца-полутора глубокой благодарности начнутся реальные проблемы, которые, не исключено, могут привести к охлаждению в том числе и в личных отношениях. Просто потому, что Америка – страна, где не столько все зависят от президента, сколько президент зависит от всех. От средств массовой информации, от множественных центров власти и влияния, от Конгресса, в конце концов. А там к нашим нынешним делам относятся гораздо хуже, чем Буш. Он просто не замечает того, что видят другие американцы. Существует очень критическое письмо в отношении нашего руководства, которое подписали руководители Республиканской и Демократической партий. Я не исключаю, что давление может принять такой масштаб, когда Бушу будет просто невыгодно сопротивляться.
Беседовал Артем Арюков
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт