Кашпировский вышел из собаки Лайки

Лет 10 назад полстраны, если не больше, с радостью "оздоравливалось" у голубых экранов. Даже не подозревая, что существует настоящая телемедицина, весьма далекая от сомнительных заклинаний телевизионных магов




Усаживайтесь перед телевизорами поудобнее, слушайте меня, и все ваши рубцы рассосутся, а кремы зарядятся – твердили нам с экранов еще какие-то десять с небольшим лет назад. Половина населения России, если не больше, с радостью "оздоравливалась" по телевизору. Мы и не подозревали, что существует настоящая телемедицина, весьма далекая от сомнительных заклинаний телевизионных магов.

Информационно-коммуникационные устройства и приложения, предлагаемые наукой сегодня, позволяют радикально изменить обычную медицину. Собственно клиническая область их применения (процессы лечения, реабилитации, консультирования, наблюдения за пациентом) составляет основу телемедицины. Если из общих терминов малопонятно, что мы как пациенты получим от внедрения этих технологий, то конкретные направления развития телемедицины способны четко показать, что ожидает россиян.

Первым направлением, которое уже развивается на базе лучших медицинских центров страны, являются телеконсультации. Пациент из любого региона России получает возможность консультироваться у лучших специалистов, не покидая свое место жительства. Как правило, такие консультации проходят в отложенном режиме, то есть местные врачи готовят материалы по пациенту, затем по каналам связи передают их в соответствующий центр, и оттуда приходит ответ, корректирующий характер лечения. Это наименее затратная из телемедицинских технологий. Специалисты уверены, что с ее внедрения следует начинать построение телемедицинских систем и сетей.

В рамках этой технологии возможны видеоконференции, то есть связь в режиме реального времени, необходимая в случае поступления тяжелого пациента, или консультации специалиста во время сложной операции.

На Западе активно развивается сейчас технология домашней телемедицины. Она призвана обеспечить регулярный мониторинг состояния человека дома или на рабочем месте. Крайне перспективная технология ввиду того, что сегодня появляется все больше аппаратуры, доступной в обращении человеку без медицинского образования. Вы сидите дома, измеряете свое состояние, а данные о нем пересылаются специалистам по Интернету либо другим коммуникационным сетям, вплоть до банального телефона. Западный производитель давно уже оценил эффект домашней телемедицины. С ее помощью на предприятиях выявляются болезни работников на ранних этапах, идет постоянный мониторинг состояния человека.

У нас к активизации домашней телемедицины неожиданно привели трагические события в Беслане. Для пострадавших стала внедряться программа медико-социальной реабилитации и психологической поддержки в режиме видеоконференций. Человек, находясь у себя дома, один на один беседует с высококвалифицированными психологами.

Во время чрезвычайных ситуаций актуальны технологии мобильной телемедицины. Начиная с землетрясения в Спитаке в 1988 г. и катастрофы в Уфе в 1989 г. в местах ЧП развертывались мобильные госпитали с телемедицинской аппаратурой. Из них велись прямые консультации специалистов из Москвы и США. Кстати, это был и один из первых примеров международного телемедицинского сотрудничества в нашей стране. Два года назад в Гудермесе был развернут телемедицинский пункт педиатрической помощи детям, оказывавший квалифицированную помощь в разоренном войной регионе. К сожалению, через некоторое время пункт был разгромлен боевиками.

Помимо чрезвычайных ситуаций, с помощью мобильной телемедицины можно проводить диспансеризацию в отдаленных районах России, которых у нас полстраны. Или обследовать заключенных без выезда к ним врачей. Вообще, мобильные пункты готовы дойти туда, куда нога живого врача вступает крайне редко.

Возможно внедрение системы телемедицинского мониторинга оператора потенциально опасных производств. Например, постоянно снимать данные о состоянии операторов ядерных электростанций.

Очень интересным направлением развития выглядит дистанционная хирургия. Почти фантастика: находясь вдалеке от пациента, через видеомониторы и специальные устройства хирург управляет манипуляторами в теле пациента и оперирует на расстоянии. Правда, пока этот сегмент телемедицины только развивается.

К телемедицине также традиционно относят дистанционное образование медицинских работников и интернет-медицину. Если с первым у нас, слава Богу, все более менее, то медицинские ресурсы российского Интернета вызывают у специалистов серьезную озабоченность. В Рунете масса источников, рассказывающих о том, как надо лечиться, но никто не несет ответственности за результаты такого "лечения". Очевидно, что необходимо правовое регулирование этого вопроса.

Проблем в отечественной телемедицине тоже, разумеется, хватает. О проблемах и перспективах отрасли нам рассказал доктор медицинских наук, действительный член РАЕН Олег Игоревич Орлов.

Основной проблемой развития телемедицины в РФ остается правовая неурегулированность вопроса. Пока нет даже самого понятия "телемедицина" с юридической точки зрения. Нет и правового поля из-за отсутствия профильных законов и системы сертификации телемедицинских услуг. Для решения этой задачи группой специалистов был подготовлен законопроект "О телемедицине", который сегодня уже находится в Государственной Думе. В 2002 г. были проведены специальные парламентские слушания по телемедицине, в 2004 г. прошел "круглый стол" в Совете Федерации.

Телемедицинские услуги не вошли в перечень услуг обязательного медицинского страхования (ОМС), а значит, мы лишили наименее обеспеченные слои населения доступа к высококвалифицированной медицине, которая физически не может дойти до каждого района и населенного пункта. Так, количество оказываемых населению услуг с помощью телемедицины постоянно растет в богатых регионах. А из бедных регионов, где подобных технологий гораздо меньше, сокращается и поток обращений пациентов в столичные клиники, так как нет денег на дорогу и проживание. По мнению профессора Орлова, включение телемедицины в ОМС не приведет к удорожанию медицинской помощи для населения. Ни один из государственных органов не отвечает за развитие телемедицины в России, существует лишь профильный фонд "Телемедицина", который не является государственным учреждением. Сегодня в России нет государственной программы развития телемедицины, что приводит к отсутствию единых стандартов телемедицинских систем. Свои системы внедряют ведомства и регионы, и можно ли их будет в дальнейшем гармонизировать, не известно.

И все же, даже мнение зарубежных экспертов заключается в том, что наша телемедицина развивается хорошими темпами в правильном направлении. Этот темп задала еще советская космическая телемедицина, с которой все, собственно, и началось. В далеком 1957 г. на борту космического корабля "Спутник-2" стояли приборы, которые измеряли физиологические параметры летевшей в аппарате собаки Лайки. Во время полетов Гагарина и Титова телеметрически фиксировались ЭКГ и пневмограммы космонавтов.

Накопленный за десятилетия опыт позволяет нам идти с западными странами практически вровень. Сегодня важно не растерять этого темпа.

Выбор читателей