Ох, эти белые ботинки...

В чем великий сермяжный смысл реагентов для борьбы со снегом и льдом? В том, что использовать их нужно до того, как все случится. У нас же это делают после того, как снег выпал, а еще лучше – уже растаял




Она все-таки наступила. А ведь, глядя на затянувшуюся осень, как-то и не верилось до конца, что зима не за горами. Снежная пора пришла в столицу вместе с неизменным вопросом – как московские власти в очередной раз собираются бороться с гололедом? Какие химические соединения будут выпадать на тротуары по воле всесильных дворников и распыляться на проезжую часть? В последние годы неравной борьбы со льдом и снегом нас всякий раз ждала некая "изюминка" в виде новых диковинных реагентов. Пару лет назад граждан обрадовали появлением радикального средства – противогололедного реагента "Антиснег". А потом астматики начали регулярно задыхаться и кашлять от этого реагента. Городские власти "Антиснег" больше не применяют, зато вы вполне можете приобрести радикальное средство борьбы с астматиками: государственное унитарное предприятие, родившее когда-то это "чудодейственное средство", до сих пор предлагает его к продаже.

На этот раз "изюминка", уважаемые горожане, увы, не состоялась. Разрекламированные соответствующими органами эксперименты с новейшим средством антигололедной профилактики на основе солей органической муравьиной кислоты (у этого чуда и названия пока не имеется) проводить не собираются. Хотя обещалось, что новинка почти не будет оставлять следов на одежде и обуви, практически безвредна для асфальта и бетонного покрытия дорог.

Как сообщила нам пресс-секретарь Комплекса городского хозяйства Правительства города Москвы Алла Карпова, этой зимой в городе используются два противогололедных реагента: жидкий и твердый модифицированный хлористый кальций (ХКМ). Что ж, раз не видать нам солей муравьиной кислоты на своих ботинках, то давайте вспомним, что же такое эти ХКМ.

ХКМ разработаны отечественным химпромом и пришли в Москве на смену великой и ужасной смеси технической соли с песком еще несколько лет назад. Перед солью с песочком у ХКМ несколько существенных преимуществ, которые позволяют говорить о его гораздо меньшей опасности для нас с вами и окружающей среды. Так, он продолжает плавить снег вплоть до минус 55 градусов уличной температуры, тогда как соль работает лишь до минус 21 градуса. А как известно, чем ниже температура за бортом, тем выше вероятность себе что-нибудь сломать при падении. Высокая плавящая способность ХКМ не дает повода щедро пересыпать все дорожки реагентом, в то время как соль с песком сыпались от души, а весной этот песок превращал дороги в грязное месиво. Для автомобилиста может быть интересно, что по ГОСТу в ХКМ входят ингибиторы, которые препятствуют коррозии металла. Впрочем, совсем они коррозию не останавливают, но разъедает ХКМ сравнительно медленней, по сравнению, например, с водой. О соли в этой связи вообще говорить не приходится – помнится, от ее использования иногда останавливались троллейбусы на улицах. И все же, изучая характеристики ХКМ (а именно это мы сейчас и делали, по официальному, между прочим, документу), наталкиваешься на несколько интересных моментов. Моментов, можно сказать, немного спорных.

Вот, например, в описаниях преимуществ ХКМ сказано, что он инертен к обуви. Однако в прошлую зиму разгорелись нешуточные страсти после опубликования в СМИ материалов исследований НИИ кожевенно-обувной промышленности, которые, якобы, были заказаны дорожными службами с целью выяснения вопроса о безопасности ХКМ. В результате исследований получилось, что ХКМ отрицательно воздействуют на всякие там сапоги с галошами в придачу. А по документам, представленным нам московским ОАО, разработавшим ХКМ, он "инертен по отношению к обуви. После суточного пребывания в растворе ХКМ и последующей сушки обувь сохраняет товарный вид и качество". Все это смешно, если бы не было так грустно, обувь-то мы покупаем за свои деньги.

Еще один интересный момент связан с профилактикой гололеда в столице. В соответствие с "Временной инструкцией по применению жидкого противогололедного состава ХКМ для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах", состав необходимо регулярно распылять до снегопадов. Тогда наши тротуары и дороги смогут не заноситься снегом, а дороги не обрастать льдом. Профилактические распыления ХКМ – путь к содержанию всех городских покрытий без снега и льда всю зиму (так в документах: оказывается, и у нас можно как в каком-нибудь Хельсинки – зимой и без гололеда!) с минимальными экономическими затратами.

А теперь вернемся в суровую реальность. Вы когда-нибудь видели армады дворников и машин с реагентами за час до снегопада? Почему-то они всегда появляются после того как весь снег выпал, а еще лучше – уже растаял. Впрочем, иногда машины лениво подтягиваются сразу после выступления больших столичных начальников по поводу снегопадов в региональных московских новостях. Тогда уже не важно, идет снег или не идет – начальник сказал "работать надо".

При всех минусах московской организации борьбы с гололедом, в регионах дела с этой проблемой обстоят еще хуже. Как правило, в российских городах и весях по старинке сыплют техническую соль с песком, убивая последние деревья и обувь горожан.

Утешаться нам остается только тем, что даже в США используется тот же самый ХКМ. Как говорят специалисты, в ближайшее время без хлоридов кальция не обойтись.

Выбор читателей