Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Впрочем, далеко не факт, что всенародно избранным губернаторам удастся досидеть до конца назначенного срока: во первых, уже на следующей неделе президент получит право снять любого губернатора просто за утрату доверия. Законодатель не потрудился уточнить, что стоит за этим емким понятием, однако об этом можно догадываться. Например, исправно замерзающие каждую зиму в не отапливаемых домах граждане – чем не повод для утраты доверия? Так что далеко не всех глав регионов ждет спокойная зимовка. Во-вторых, чуть ли не в последний момент в законе появилась норма, позволяющая губернаторам самим снять полномочия и попросить президента их переназначить. Надо думать, большинство намек поймут и поступят соответствующим образом.
Но даже несмотря на столь шаткую позицию народных избранников, борьба за последние доступные губернаторские кресла развернулась нешуточная: на выборах в Астраханской области, например, было зарегистрировано 7 кандидатов – как было замечено в местном облизбиркоме, рекорд для астраханских выборов, даром что досрочных (выборы были объявлены в связи с гибелью губернатора Анатолия Гужвина а августа этого года).
Скорый конец всенародных губернаторских выборов, однако, вовсе не означает, что в последний момент на заветное место удастся просочиться кому попало. Некондиционные с точки зрения Кремля кандидатуры достаточно жестко фильтруются. Так, например, действующего главу Ульяновской области Владимира Шаманова в начале ноября довольно изящно изъяли из предвыборного расклада, переведя с повышением в Москву, на должность помощника премьер-министра. И тем самым сильно облегчили жизнь его основному сопернику – мэру Димитровграда Сергею Морозову, которого поддерживает местная "Единая Россия". Самого Шаманова (тоже, кстати, единоросса) она поддерживать не стала. Таким образом, перевод ульяновского губернатора в Москву счастливо избавил партию власти от последствий очередного раскола, который неизвестно как сказался бы на результатах выборов.
Еще более интересным оказался расклад в Курганской области, где первый тур губернаторских выборов прошел 28 ноября. В тот момент соперник действующего главы региона Олега Богомолова, Евгений Собакин, был лидером курганского регионального отделения СПС. Однако перед вторым туром он успел попроситься в "Единую Россию" и в канун решающего голосования уже позиционировал себя как представитель партии власти.
Гораздо более жестко был снят с предвыборной гонки действующий губернатор Брянской области Евгений Лодкин – один из немногих "красных губернаторов", сохранивших свой пост до нынешних времен. Суд, рассматривавший иск кандидата Народной партии к сопернику, инкриминировал Лодкину использование административного ресурса, подкуп избирателей, а также незаконность выдвижения на третий срок. Но вообще, это лишь в уголовной практике такая вещь, как срок, бывает установлена раз и навсегда. И то могут скостить за хорошее поведение. Губернаторам их только добавляют, а по новому закону и вообще считать перестанут. На самом деле, в политической биографии губернатора Лодкина этот срок был бы засчитан уже за четвертый: в 1993 г. он отменил на территории области указ Ельцина о разгоне парламента и был снят с должности. Два года судился с президентом, оспаривая свою отставку, а после губернаторских выборов 1996 г. снова занял свой кабинет. В 2000 г. благополучно переизбрался (тогда попытки снять кандидата Лодкина с регистрации не поддержал ни областной суд, ни Верховный), а по принятому в 2003 г. Уставу области должен был идти на выборы этого года как на первый срок. Однако четвертая по счету предвыборная кампания сложилась не так удачно. По общему мнению, после устранения действующего губернатора у кандидата от Единой России Николая Денина достойных соперников просто не осталось. Впрочем, один все-таки в бюллетенях числился: кандидат "против всех". Потерпев поражение в борьбе с административным ресурсом, сторонники губернатора сосредоточились на агитации именно за этого кандидата.
Вчера избирательные комиссии шести регионов бодро отчитывались о том, что выборы состоялись (по большинству местных законов легитимность избирательных кампаний обеспечивает даже скромная 25%-ная явка). О том, кто победил сразу и безоговорочно, а кому придется идти на второй тур, станет известно уже сегодня. Но уже сейчас похоже, что без второго тура не обойдется на Камчатке, где голосовали раньше всех: первые результаты обработки избирательных бюллетеней показывают, что никто из кандидатов не набирает 50% голосов избирателей, необходимых для победы в первом туре.
Так что в течение ближайших двух месяцев россиянам будут периодически напоминать о том, что губернаторы у нас пока еще избираются. Впрочем, качество выборов будет компенсироваться количеством: на горизонте маячит реформа местного самоуправления, в результате которой у нас станет в разы больше муниципалитетов и, соответственно, выборных должностей. Первые в стране выборы по новому закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации прошли в эти выходные в Новосибирской области. Там выбирали глав муниципальных районов, депутатов районных советов, а также глав поселений городского и сельского типа и депутатов сельских и поселковых советов. На должности 876 депутатов районных советов в 30 муниципальных районах претендовало более 2 тыс. человек, на пост глав районов – 114. Кроме того, избирались 4549 депутатов поселковых и сельских советов. Вообще-то особой драки за выборные должности этого типа не наблюдается: в среднем зарегистрировано было по два кандидата на одно место. То есть самый минимум, необходимый для того, чтобы вообще выбирать. Они и понятно: поди найди в одночасье без малого 10 тыс. кандидатов. Партии со столь масштабной задачей не справились: даже на выборах районного уровня их кандидаты составили менее 20% от общего количества. Повыше оказался конкурс на должности глав поселений городского и сельского типа, общим числом 385: на одно место претендовали в среднем 4 человека.
Брюссель знает, чего хочет