Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Впервые автору этой статьи довелось познакомиться с автобусными турникетами за границей, а именно в испанской столице, городе Мадриде. Не могу сказать, что наличие турникета сильно меня порадовало, хотя и особых неудобств тоже не доставило. Однако еще тогда я подумал, что штука эта в принципе не слишком удобная, а для нашей страны (особенно для Москвы) вообще не возможная. Сегодня, вводя пресловутые АСКП (автоматизированная система контроля проезда), власти кивают на зарубежный опыт: дескать, система турникетов в наземном транспорте в Европе "применяется повсеместно", и отвечает тенденции "развития мирового транспортного процесса". Однако чиновники совершенно не желают учитывать нашу специфику. Во-первых, за границей граждане предпочитают все-таки ездить больше на транспорте личном, нежели на общественном. Даже в час пик очереди на автобусных остановках не такие большие, как у нас. Кстати, возвращаясь к собственному мадридскому опыту, могу заявить – народу в автобусах не слишком много, мне, например, ни разу не пришлось в автобусе стоять. Во-вторых, за рубежом люди с большими сумками не ходят и уж, конечно, в автобус с ними не лезут.
Главная идея нововведения ¬ – искоренение "зайцев", а, следовательно – повышение сборов платы за проезд. Входишь в транспорт через переднюю дверь, пропускаешь через автомат магнитную карточку через устройство с названием валидатор (прибор, который проверяет правильность билета), и только тогда проходишь в салон, а безбилетник остается на улице. И никакие контролеры не нужны. Просто и удобно. Но это по идее. На самом деле удобством для пассажиров тут и не пахнет (ну так не о пассажирах же заботились). Передняя дверь автобусов очень узкая, и, следовательно, людям с избыточным весом чрезвычайно сложно проходить через турникет. А уж зимой, когда граждане облачаются в шубы, тулупы и теплые объемные куртки, протиснуться в автобус становится проблематично почти всем. Поэтому сегодня там, где автобусы оснащены турникетами, в час пик на остановках собираются многометровые очереди. Все пассажиры заходят в одну дверь, первую, и долго толпятся на входном пятачке, на котором и так не развернешься. Далее, бабушки норовят проникнуть в автобус с сумками и тележками на колесиках, что также затрудняет продвижение в салон. И пока все пассажиры не пройдут "регистрацию", автобус с места не трогается. Все это увеличивает интервалы в движении транспорта.
В полной мере всю прелесть "вертушек" испытали на себе жители Зеленограда, которых первыми включили в эксперимент (напомню, что в "Зелике" турникеты появились еще в феврале 2001 года). Власти признали эксперимент успешным, а посему и начали внедрять турникеты теперь уже по всей Москве. Однако о том, что творилось в городе-спутнике в первые два года, когда турникеты только вводили, тамошние жители до сих пор вспоминают с содроганием. Пассажиры стали нервными и злыми, доходило чуть ли не до драк. Иногда вертушки даже специально разламывали, а местные умельцы придумывали различные способы по выведению ненавистных "электронных контролеров" из строя. Так, предлагалось смазывать магнитную полоску карточки клеем, маслом и металлической пылью. Кстати, как потом выяснилось, для того, чтобы намертво заблокировать аппарат, нужно просто засунуть в него мокрую карточку. О том, сколько таким или иным способом было сломано турникетов, власти умалчивают. В конце концов, зеленоградцы к "вертушкам" привыкли, и… изобрели менее экстремистские способы борьбы со "злом".
Предполагается, что турникеты не дают пользоваться услугами общественного транспорта бесплатно, однако поголовье "зайцев" от нововведения уменьшилось не сильно. Более того, появились новые виды "длинноухих". Например, одни молодые люди приноровились проходить вдвоем по одному билету, другие через турникет просто перепрыгивали, а наиболее гибкие – под него пролезали. Самый простой и быстрый способ – зайти через заднюю дверь. Практически на каждой остановке находится хоть один пассажир, который хочет выйти, и поэтому задние двери почти всегда открываются. Пройти через турникет можно и по чужому проездному билету. Пенсионеры нередко отдают свои карточки родственникам и знакомым, которые ими и пользуются. Для того чтобы проследить, кто по какому билету катается, опять нужны контролеры, но тогда зачем устанавливать АСКП? Тем не менее, чиновники не устают повторять, что турникеты экономически выгодны. Кондукторы, мол, увеличивают сбор платы за проезд всего на 30%, а с турникетами выручка вырастает более чем вдвое! Верится в это, если честно, с трудом. Ведь чтобы компенсировать более продолжительную загрузку людей в автобус, на маршрут стали выводить больше "единиц техники". А это дополнительные затраты для Управления транспорта. Состояние же парка общественного транспорта Москвы, между прочим, оставляет желать лучшего. У 10% от всего числа автобусов истек срок годности, и еще 14% пора отправлять на свалку. Ждать же, что внедрение турникетов на всех маршрутах пополнит казну, не приходится, хотя бы потому, что было бы полной глупостью оборудовать старые автобусы новой техникой. Кстати, старые автобусы не приспособлены для установки турникетов: и в относительно новых автобусах передняя дверь не слишком-то широкая, а уж в старых – подавно. И еще: стоимость установки 1 турникета составляет $7,5 тыс., стоимость лицензии - $3 тыс., ежегодное обслуживание - $900. Таким образом, на средства, потраченные на установку турникетов в семь автобусов, можно было бы купить еще один автобус.
Ратующий за повсеместное внедрение турникетов Департамент транспорта и связи не устает повторять, что, помимо борьбы с "зайцами" и общего "повышения культуры пользования услугами", автоматизированные системы контроля много других положительных сторон. Например, по мысли специалистов Департамента, турникеты помогают определить, когда и какую машину направить по данному маршруту, что даст возможность более рационально "использовать подвижной состав наземного пассажирского транспорта". То есть, в дневное время, имея точную информацию о количестве пассажиров с помощью валидатора, можно будет пустить по маршруту не сочлененный автобус, а обычный или даже "ГАЗель". Этим самым, мол, будет достигнута большая экономия. Также появится возможность организовать движение всего наземного пассажирского парка строго по расписанию. Что же, посмотрим, что из этого получится.
Между прочим, сейчас пресловутый Департамент транспорта и связи Москвы на контакты с журналистами идет крайне неохотно. Мне, например, прокомментировать введение турникетов отказались. Дескать, "пресса нагнетает обстановку". В принципе, понять работников этого учреждения можно – на них сейчас обрушился шквал звонков от недовольных нововведением москвичей. А то, что люди действительно от турникетов не в восторге, я мог лично удостовериться, поскольку и в нашем районе появилось несколько автобусов с "вертушками" - маршруты 138 и 233. На первом я еще не успел прокатиться, зато поездкой на втором насладился в полной мере. В первые дни был настоящий бардак. Во-первых, не все успели обзавестись карточками (обычно на этом маршруте работали кондукторы, все это прекрасно знали, поэтому заранее талончики почти никто не покупал), потом выяснилось, что карточки можно приобрести у водителя, но у него они дороже на 5 рублей; во-вторых, растерянность творилась среди пенсионеров, которые раньше предъявляли кондуктору пенсионные удостоверения, а теперь не знали, что делать. К слову сказать, проходить через турникет можно либо при помощи так называемой "карточки москвича", либо по льготному талону. Карточки получили еще далеко не все, а за талонами, которые выдаются в специальных киосках при предъявлении паспорта и пенсионной книжки, надо стоять в большой очереди (моя соседка, пенсионерка, потратила на это дело три с половиной часа). К тому же эти киоски есть не везде. В-третьих, многие не могли понять, куда собственно совать карточку. Хорошо еще, что рядом с водителем сидел кондуктор, который и объяснял, что и как. В-четвертых, глупый турникет порой просто отказывался принимать карточку (они, кстати, нередко размагничиваются). В общем, на остановке люди шумели, галдели и плевались, пинали двери автобуса. Слышна была даже нецензурная брать в адрес всего Московского правительства и лично Юрия Михайловича Лужкова. Вот только несколько высказываний, из которых я непарламентские выражения убрал: "Жуткое и абсолютно непродуманное для Москвы решение!", "Дурдом, идиотизм!", "Что тут понаставили, гады? Я им сейчас "рога-то" пообломаю!", ну и так далее. Некоторые пассажиры, насмотревшись на все это, шли пешком. И, кстати, правильно делали: если до "отурникечивания" автобус от моей остановки до метро ехал 15-20 мин., то теперь поездка занимает минут 40. И это не был час пик, дело было днем. Представляю, что творится, когда люди едут на работу и с работы.
Точно такая же картина наблюдается и в других районах на маршрутах, где уже успели поставить "рогатки". "Создаются громадные неудобства пассажирам, – говорит один из вкусивших всех прелестей турникетов москвичей. – Очень увеличивается время посадки, пассажиры вынуждены создавать длинные хвосты очередей и стоять в них под дождем, снегом. Проблемой становится пройти в салон тем, у кого детская коляска или какой-то габаритный груз. На первом или втором этапе кондукторша кричала водителю что-то типа "открой на минутку среднюю. Там с коляской", а вот как будет эти проблемы решать сам водитель, не ясно". А вот и еще одно мнение: "Я считаю, что это издевательство. Люди должны отстаивать очередь, чтобы пройти в автобус, в котором расположен турникет, как в метро. Ладно еще – залезть в этот автобус. Так он еще по полчаса стоит на каждой остановке. И это, дорогие москвичи, наш Лужков желает сделать везде! Кошмар!". И как тут не вспомнить слова главы Департамента транспорта и связи Павла Златина, который договорился до того, что назвал появление турникетов "вхождением в мировую культуру": "Технологии с электронным кондуктором помогают нам войти в мировую систему культуры. Наверное, все заметили, как дисциплинировались москвичи. Даже при массовом потоке общественный транспорт не штурмуется, все пассажиры спокойно садятся по мере продвижения единой для всех очереди. И никому не обидно – садится тот, кто пришел раньше, а не тот, у кого локти круче…" Ну-ну, господин чиновник! Впрочем, вам-то ни на каких автобусах не приходится ездить: ни с турникетами, ни без оных…
Представлю, что будет, когда турникеты получат повсеместное распространение. Народ у нас и так довольно-таки нервный: многие пассажиры то на пятку норовят наступить, то локтем в спину двинуть, или просто по матери обругать, если им кажется, что вы слишком медленно в автобус или троллейбус заходите. А теперь и водителю, поди, тумаков надают, как крайнему. Хотя… люди у нас ко всему привыкшие. Когда в метро турникеты поставили (сначала в середине тридцатых, а окончательно в 61-м году), тоже многие были недовольны. Но потом привыкли. А когда эти механизмы появились на вокзалах и железнодорожных станциях? Ругались? Да! Но стерпели же – революцию не устроили, турникеты не разломали. И сейчас стерпим.
Инфляционное давление на народ усиливается