Банки продолжают обманывать россиян

Международная конфедерация обществ потребителей проводила исследование рынка потребительских кредитов в столице и провинции. Итог неутешителен: ситуация удручающая, говорят специалисты КонфОП




Кредиты поджидают тебя на каждом шагу: теперь не надо ждать какой-нибудь крупной премии и через день наследства для того, чтобы стать обладателем какой-нибудь дорогой вещи. Все – от недорогих мобильников до многотысячных в доллоровом исчислении иномарок – доступно в кредит. Причем, теперь это удовольствие можно получить не только в обеих столицах. Потребительское кредитование в России набирает обороты, в супермаркете вас ждут с нетерпением консультанты сразу нескольких банков и облучают улыбками со всех сторон…

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) проводила исследование рынка потребительских кредитов в столице и провинции. Большинство банков, в том числе и государственных, скрывают истинный размер дополнительных платежей, из-за чего конечная сумма выплат по кредиту намного больше той, что обещает реклама. Российские банки, утверждают специалисты КонфОП, включают в ежемесячную выплату не только плату за кредит, но и другие поборы. По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Андрея Кашеварова, к ним относятся плата за открытие счета, за ведение счета, за организацию выдачи кредита, за ведение кредитного досье, пени и штраф за просрочку уплаты процентов и другие.

Простые заемщики (а на самом деле сотрудники КонфОНа) приходили в банки и пытались взять кредит на покупку стиральной машины или автомобиля. Пристальному изучению подверглись банк с госучастием, восемь стандартных коммерческих банков, входящих в первую сотню по объемам кредитования, два зарубежных и шесть региональных банков. Представители конфедерации получали информацию о кредите по телефону, затем наносили визит в банк, полученные сведения потом сравнивались с рекламными материалами и прочими публичными обещаниями.

"Ситуация с информированием граждан о предоставляемой кредитной услуге удручающая, – заявляют специалисты КонфОП. – Люди не могут получить достоверную информацию и разобраться в ней, а консультанты банка высвечивают только положительные стороны кредита, зачастую опуская существенные для потенциального заемщика детали".

Как пишут "Новые Известия", декларируемая и реальная ставки, говорится в отчете, могут отличаться в два раза. В отчете КонфОП утверждается, что такие претензии можно предъявить большинству российских банков, занимающихся потребительским кредитованием. Однако в ФАС были подано всего два заявления, и обе претензии были адресованы банку "Русский стандарт". По факту этих заявлений ФАС, пишет газета, возбудила дело в отношении этого банка.

"Нарушение выразилось в недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг при предоставлении банком потребительских кредитов физическим лицам путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другим кредитным организациям", - приводит газета слова пресс-службы этого ведомства.

Выбор читателей