Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Уже в XIV в. появляются первые упоминания о религиозных меньшинствах Москвы. Сначала это были армяне и к тому времени недавно принявшие ислам ордынцы. Как и в европейских городах, они старались селиться компактно, чтобы внутри своей среды следовать установленным духовным обычаям, отличным от большинства населения города. Власти Москвы поощряли такое желание.
Со временем оформились несколько слобод по национально-религиозному признаку: татарская, армянская, грузинская и немецкая. Найти их очень просто: берете любую карту с перечнем улиц и ищете – Грузинские улицы, Татарские и Армянские переулки. Бывшая Немецкая Слобода, известная со времен Петра I, – нынешнее Лефортово. От немцев в Лефортове осталось только Немецкое кладбище да пара домов, чудом выживших в лихие времена.
Первые "иноверческие", как их тогда называли, храмы были протестантскими. К концу XVII в. на территории Немецкой слободы находилось по крайней мере три кирхи. Старейшую, и одну из самых красивых, во имя Святого Михаила, постройки 1684 г., сломали коммунистические власти уже в XX веке. Более двух веков Немецкая слобода являла собой "Маленькую Европу" среди по-азиатски пышной Москвы.
Все смешала революция. Большевики провозгласили строительство нового общества, в котором национальность и религия постепенно отомрет, поэтому исторически сложившиеся религиозные центры национальных меньшинств начали распадаться.
Ренессанс религиозной жизни Москвы начался с конца 80-х гг. прошлого века. Сегодня здесь есть храмы и грузинской, и армянской христианских церквей. Мусульмане молятся в московских мечетях, которых сегодня уже около десяти. Вообще, ислам – самая динамично развивающаяся в Москве конфессия. Только по официальным данным, за последние 100 лет количество мусульман в городе выросло в 250 раз. В прошлом году отмечалось столетие Соборной мечети Москвы, расположенной рядом со спорткомплексом "Олимпийский" в районе Проспекта Мира. Она была выстроена в 1904 г. по проекту архитектора Жукова в византийском стиле. На базе Соборной мечети в 1994 г. было создано Духовное управление мусульман Европейской части России и Совет муфтиев России. Так что Москва в известном смысле – один из центров российского ислама.
Сохранилась в Москве и первая мечеть, называемая теперь Исторической. Она располагается как раз в бывшем татарском районе старой Москвы, в Малом Татарском переулке, что в Замоскворечье. Построена как татарский молельный дом еще в 1816 г., купола и минарет были сооружены только в 1881 году. После революции их снова выломали, и только недавно здание было восстановлено на деньги Саудовской Аравии.
А мы с вами переместимся в Китай-город. Здесь сложилась интересная "религиозная пара". Архитектурной доминантой пространства от Маросейки до Солянки выступает Московская хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке, построенная по проекту архитектора Семена Эйбушитца. Место было выбрано не случайно, к середине XIX в. Зарядье у Кремля было наполовину заселено евреями. В 1891 г. состоялось торжественное открытие синагоги. Доминирование сыграло с синагогой в свое время злую шутку. Московский губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, по легенде, не разглядев, случайно перекрестился на звезду Давида, венчавшую купол синагоги. Когда ему объяснили, что он сделал, губернатор пришел в ярость и повелел снести купол "от греха подальше". Синагогу вскоре вовсе закрыли и открыли только в 1906 г. после объявления свободы вероисповедания в Российской империи. Правда, она так и оставалась без купола. Исправили историческую несправедливость только при Лужкове, и в 2001 г. на Хоральной синагоге вновь возвели купол со звездой, а также выложили аккуратной плиткой весь переулок.
Если по этим плиткам подняться на Маросейку и, пройдя метров сто, свернуть направо в Петроверигский переулок, то в конце переулка будет видна единственная лютеранская кирха Москвы – апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. Творения архитектора Шехтеля, гения московского модерна, построенная в 1906-07 гг., она является современным центром жизни московских протестантов. Архитектура здания несимметрична и оригинально сочетает в себе традиционные североевропейские мотивы с модерном. В основном, сегодняшние прихожане – немцы, работающие в Москве.
Наши соотечественники часто удивляются европейской готике, но мы ведь тоже не лыком шиты. Целый готический собор, принадлежащий Римской Католической Церкви, уже сто лет прозябает в безвестности на Малой Грузинской улице. Костел непорочного зачатия Девы Марии сооружен по проекту архитектора Богдановича в 1897-1911 гг. и похож на своих западных собратьев. А за основу был взят, ни много ни мало, Вестминстерский собор. Богослужения ведутся на русском, польском, а также на испанском, английском и даже на корейском языке. Очень интересна решена "идея неба" в монументальном входе. При подходе к собору мощный и высокий вход как бы загораживает вам весь остальной обзор, оставляя только одну перспективу – вверх. Устремленность к небу многократно усиливается продолговатыми колоннами, заканчивающимися изящными башенками с тонкими шпилями. Собор буквально "возносится" на небо.
Москва – мировой центр не только для русских православных, но и для многих течений русского старообрядчества. Два района города, бывшие до революции пригородами, с конца XVIII в. стали центрами притяжения для россиян, не принявших спорные реформы Никона. На Рогожской Заставе обосновалось самое многочисленное и влиятельное направление поповских (то есть приемлющих священство – попов) старообрядцев – Русская Православная Старообрядческая Церковь, еще называемая Белокриницкой. Рогожский поселок, как называли его сами старообрядцы, вырос из... кладбища. Московские власти запрещали старообрядцам, разрозненно жившим во всех частях столицы, хоронить своих покойников в пределах города. Старообрядцы стали делать это сразу за Рогожской заставой, у границ Москвы. Постепенно рядом с кладбищем вырос целый комплекс зданий. Как писал один из обитателей Рогожки в XIX веке: "Здесь можно родиться, выучиться и умереть, так и не выйдя за пределы поселка, все было рядом". Сегодня тут резиденция старообрядческого митрополита Московского и Всея Руси.
Над зданиями устремилась ввысь колокольня Покровского собора, между прочим, первая постройка Москвы из бетона, сооруженная в 1906 году. Сам Покровский собор, возведенный по проекту известного архитектора Матвея Казкова, снаружи типичный памятник классицизма, зато внутри словно попадаешь в живой XVII век. И не забудьте посетить, пожалуй, самое интересное московское кладбище – Рогожское. Там стоят величественные фамильные склепы купцов-старообрядцев (знаменитые Морозовы тоже тут) и, рядом, на контрасте, стройные деревянные кресты под широкими крышками, словно оставшиеся от Древней Руси в наследство.
На Преображенской площади находится центр беспоповских старообрядцев "федосеевского" толка. Некогда суровые ревнители "древлего благочестия" занимают половину Успенского храма и ряд зданий с часовнями. Здесь же и беспоповское кладбище. Отцом-основателем этого поселения был богатый купец Ковылин, перешедший в старообрядчество из православия. Интересно, что "федосеевцы" официально не приемлют брака, но, несмотря на это и на гонения со стороны властей, в течение всего XIX в. их численность не сокращалась.
С конца XVIII в. по 1854 г., до начала очередных гонений, здесь существовали две беспоповских обители на территории Успенской церкви. В 1854 г. она была отобрана у общины и передана православным. Беспоповские обители вынуждены были существовать под видом богадельни. В перестройку "федосеевцам" вернули почему-то только половину Успенской церкви – любят у нас оригинальные решения...
В 1811 г. "федосеевцы" соорудили одну из самых странных московских часовен, которую часто путают с церковью. Действительно, если взглянуть на Крестовоздвиженскую "церковь", то можно подумать, что это храм, уж очень большая площадь для часовни. Тем не менее, это часовня, так как у нее нет алтаря. Это связано с отсутствием у беспоповцев священников. Только вот, наслаждаться беспоповской часовней придется издалека, чужих внутрь не пускают и сегодня.
В московском уголке, именуемом Дубровкой, располагается уникальная для Москвы церковь. Буквально в двух шагах от одноименного метро, во дворе, около обычных пятиэтажек, стоит странное краснокирпичное здание, напоминающее одновременно мечеть и ближневосточный замок. Если приглядеться, над шпилем здания заметен крест. Это храм ассирийской христианской церкви. По разным данным, в Москве около 10 тыс. ассирийцев. В церкви проходят службы по праздникам, община довольно активна, хоть и достаточно малочисленна.
Активно скакавшие в свое время под барабанный бой в центре Москвы кришнаиты пару лет назад решили построить на Ходынском поле аж восьмиэтажный храм высотой 50 м во славу Кришны. Ясное дело, православная общественность возмутилась, и идею зарубили на корню. А ведь благочестивые кришнаиты даже специальную мантру сочинили ко Дню города, которая приносит счастье всем москвичам и жителям других городов.
Вот вы, небось, живете в Москве всю жизнь и не знаете, что бахаи недавно поделили наш город на 8 округов. Бахаи – религия молодая, появившаяся только в XIX веке. К России бахаи относятся с особой теплотой, так как на территории Российской империи, в Ашхабаде, в 1913 г. открылся их первый в мире храм. Бахаисты проповедуют тотальное единобожие, понимая под различными именами Бога в мировых религиях одного и того же Бога. Полноценного храма у бахаи в Москве пока нет, а округа были введены для удобства управления общинами.
От тотального монотеизма перейдем к многобожию. Веселые ребята, именующие себя "язычниками", храмов не строят, предпочитая отправлять религиозные обряды на лоне природы или около древнерусских курганов. Основное место тусовки – Битцевский парк, там даже стоят современные идолы, чем-то неуловимо напоминающие деревянных богатырей с детских площадок. Впрочем, общины неоязычников неоднократно обращались в московское правительство с просьбой выделить им место под капище. Особенно в этой связи им нравятся упомянутые курганы, так как наши язычники почитают своих предков.
Конечно, описанными примерами религиозная жизнь Москвы не ограничивается. Сотни религиозных общин, групп и сект продолжают формировать неповторимый конфессиональный облик столицы.
Чиновники полагают, что это может стать единственным путем решения СВО