Ельцин чрезвычайно подешевел

Еще 3 года назад содержание первого президента России обходилось казне в 60 млн рублей. Однако при попытке монетизировать главного пенсионера федерального значения обнаружилось, что теперь его оценивают в 7,2 млн рублей




Вчера Госдума отклонила подготовленный депутатом от фракции ЛДПР Алексеем Митрофановым проект закона, предусматривающего замену на деньги по крайней мере части льгот, которыми пользуется первый президент России. Разумеется, ничего другого и не следовало ожидать: гарантии Ельцину давал лично Путин. (Напомним, что соответствующий указ стал первым, подписанным новым хозяином Кремля, а чуть позже эти гарантии получили статус закона). Интересно другое: зачем понадобилось реанимировать "политический труп" Бориса Николаевича, мирно доживающего свои дни в отставке?

Впрочем, тут тоже все вполне прозрачно: только ленивый политик сейчас не пытается использовать к собственной выгоде волну массового протеста, поднявшегося по случаю отмены льгот. Так или иначе, но парламентариям приходится считаться с мнением избирателя, даже если они в свое время голосовали за отмену льгот. А если нет – то об этом можно лишний раз напомнить. "Единая Россия", разумеется, не в счет – в конце концов, административный ресурс все спишет. Ну, а публике попроще приходится искать способы самовыражения: коммунисты ведут народ на площади, "Родина" голодала вместе с народом, вот и в ЛДПР тоже придумали, как отличиться. А почему бы, в самом деле, не напомнить гражданам о самых привилегированных пенсионерах? Беспроигрышный ход.

Нельзя сказать, что он получился совершенно оригинальным: в конце концов, неприкосновенность и пожизненные привилегии Бориса Ельцина давно были излюбленной мишенью коммунистов и жириновцев. Коммунисты приложили немало усилий к тому, чтобы оспорить их законность в Конституционном суде. ЛДПР пошла по пути плебисцита и в 2002 г. даже зарегистрировала инициативную группу по организации референдума на эту злободневную тему. Примерно в то же время депутат-коммунист Виктор Илюхин выступил с законодательной инициативой – поправить закон "О гарантиях" так, чтобы его действие не распространялось на первого президента. Разумеется, ни одна из попыток успеха не имела. Однако в свете текущей монетизации старая натура заиграла совершенно новыми красками. Одно только непонятно: почему вдруг Борис Николаевич так сильно подешевел?

Пять лет назад, представляя соответствующий законопроект парламентариям, представитель президента России в Госдуме Александр Котенков называл сумму в 40 млн руб. – это цифра в которую, по предварительным подсчетам, должно было вылиться содержание первого президента России. Спустя два года объем расходов, по оценкам Виктора Илюхина, вырос из-за инфляции до 50-60 млн. рублей. Вчера депутат от фракции ЛДПР Алексей Митрофанов, представляя собственный законопроект, заявил, что "общегодовой объем расходов на обслуживание и обеспечение первого президента России составляет около 7 миллионов 200 тысяч рублей в год". Объем льгот вроде бы не менялся: медицинское и санаторно-курортное обслуживание, государственное страхование жизни и здоровья, государственная охрана, пожизненное пользование одной из госдач, пользование залами для официальных лиц вокзалов, аэропортов, содержание аппарата помощников – все блага по-прежнему остаются при бывшем главе государства. Вот и зампред Конституционного комитета Александр Москалец, обосновывая нецелесообразность инициативы, подтвердил, что форма финансирования льгот бывшему президенту отработана и функционирует без сбоев. По его мнению, изменение этой формы только ввергло бы казну в дополнительные расходы. Подавляющим большинством голосов инициативу Мирофанова отклонили.

Впрочем, выяснилось: единороссам тоже есть что сказать на животрепещущую тему. Как сообщил вчера спикер Госдумы Борис Грызлов, депутаты все же намерены поработать над собственными привилегиями. Для разнообразия – в сторону их сокращения. Впрочем, пока судить о том, насколько сильно они собираются себя урезать, довольно сложно: соответствующие поправки в закон о статусе парламентариев находятся пока в стадии согласования. Зато можно вспомнить, что не далее как минувшей осенью ряд членов Совета Федерации также выступили предложением поправить общий статус. Так, чтобы денежное вознаграждение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы составило 60% от денежного вознаграждения председателя правительства. И еще по 85% на брата положить в фонд оплаты помощников. Удовольствие не дешевое и стоить будет 394 млн руб. в год. Взамен авторы проекта обещают, что "совершенствование механизма финансового обеспечения деятельности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках проходящей административной реформы качественно отразится на выполнении основной функции палат Федерального Собрания Российской Федерации по осуществлению законодательных полномочий". Законопроект включен в план работы Думы на этот год.

Выбор читателей