Горбачев обеспокоен политикой Путина

Бывший советский лидер по-прежнему поддерживает российского президента, но крайне обеспокоен тем, что происходит в стране, и хочет донести свои соображения до Путина




Бывший глава СССР Михаил Горбачев недоволен положением дел в России и хочет публично заявить об этом Владимиру Путину. "Я готов к тому, чтобы сказать президенту откровенно о том, что происходит в стране. А наблюдаю я отступление от того, что он заявлял. То, что происходит, – совсем не то, что ждет страна", – сообщил Горбачев в интервью "Независимой газете".

Экс-президента возмущает ситуация с монетизацией льгот: "Сколько же можно держать людей в таком состоянии? Монетизация показала, как безразлично, как цинично обращаются власти с пенсионерами. Это же надо – довести народ до митингов всякими играми разработчиков закона! Которые, по словам Михаила Задорнова, "упустили 5 миллионов"... Это черт знает что за разработчики! Их же гнать надо! Но, заметьте: никто не ушел. Никто не ответил. Теперь вот слышим заверения: президент контролирует процесс. Однако вот вопрос: что же это за публика, с которой беседует президент? Люди по-прежнему не знают, что делать, куда ехать, где что взять. В январе была всеобщая растерянность. И ярость, которая больных людей в мороз, в холод вывела на улицу".

Особенно возмутительно, по мнению Горбачева, то, что власти ищут зачинщиков "народных бунтов", вместо того чтобы признать свою ответственность: "Все зачинщики, конечно, сидят в правительстве. Что это за аппарат такой? Я попытался было их как-то оправдать. Трудно было поверить, что настолько черствы и циничны люди, работающие над важнейшими документами, затрагивающими миллионы людей. Ведь это же и есть большая политика. И я с горечью убедился: политика, перелопачивающая судьбы миллионов, делается лихо, нахально".

Михаил Сергеевич считает утверждения правительства о том, что пенсионная система, а также системы образования и здравоохранения, реформируются по западным образцам, лицемерными и несостоятельными: "Все эти отговорки меня крайне раздражают. Если уж вы так хотите отделаться от людей, снять с себя заботу о гражданах, – на черта вы нужны? Что вы обеспечиваете? И ссылки на Запад несостоятельны. Тогда уж дайте зарплату – если не американскую, так хотя бы французскую, итальянскую, немецкую… И тогда наши люди скажут – черт с вами, будем платить. Будут деньги – люди найдут и где полечиться, и где получить образование".

Горбачев также признался, что его беспокоят авторитарные тенденции в России. "Эта тема меня очень занимает и беспокоит, потому что слишком многое в моей жизни отдано становлению демократии. Все будет зависеть от того, какой выбор в конце концов сделает нынешняя власть, - сказал Михаил Сергеевич. - Разве это нормально, что председатель Думы вдруг стал Сталина превозносить. Я поражен. Потом, к вечеру уже, Грызлов стал оправдываться. Yтром сморозил, а вечером… Нет, это не сталинизм – это смесь какая-то. Заговорили о чекизме. Это, знаете, изобретение чисто российское. Надо идти нормальным путем: свободы, демократии, уважения, открытости страны, свободы прессы и мнений. А они как будто всего боятся".

При этом Горбачев надеется, что возрождение тоталитаризма сталинского типа в России невозможно и Путин постарается избежать подобной ошибки. "Однажды во время моей поездки в Лион мой старый знакомый – бывший премьер-министр Франции Барр, удалив всех и оставив только переводчицу, сказал мне: "Вы же мой друг, и мы можем открыто говорить. Россия – сложный объект реформирования. На таком этапе никто не обходится без отдельных авторитарных шагов. Не пойдет ли Путин по пути создания авторитарного режима?" Я говорю ему: "Насколько я его знаю, нет. Он не пойдет по этому пути", - заявил Горбачев, признав, что в нынешних условиях президенту нелегко принимать правильные решения. "Но сегодня вокруг него такая свадьба крутится", - сказал экс-политик.

"Сегодня я все-таки на стороне президента. Я поддерживаю его, но хочу донести до него свое беспокойство – и сделать это публично. Такие вещи надо не шепотом, а открыто и честно говорить", – подытожил бывший советский лидер.

Выбор читателей