Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Современным детям играть некогда – они учатся. "Детский сад убежден, – говорит психолог Вера Данилова, – что ребенка надо готовить к школе, а не в игры с ним играть, большей популярностью пользуются как раз те детсады, в которых есть иностранный язык, теннис, плавание, еще что-нибудь навороченное, вроде риторики например. У столь занятых детей на игру времени почти не остается". Не играют дети и во дворах, потому что выпускать ребенка во двор стало опасно. Казалось бы: и чего здесь такого ужасного? Не играют – и ладно, меньше шишек набьют и синяков наставят. Однако психологов такое положение дел тревожит, поскольку игры детей "есть необходимая и свойственная ребенку деятельность, которая является для него естественным и неосознаваемым способом адаптации "взрослого" мира к своему собственному, еще недавно не существовавшему". Если ребенок не наиграется в детстве, он может остаться личностно незрелым и даже иметь серьезные проблемы во взрослом возрасте.
Играя в "дочки-матери", "продавца и покупателя", "больного и врача" и воспроизводя таким образом отношения взрослых, дети постепенно взрослеют сами, учась в подобных ролевых играх управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Ограничения, которые малыши добровольно накладывают на себя в игре, постепенно входят в их повседневную жизнь, и семилетние дети уже умеют управлять своим поведением. Сегодня учителя часто жалуются на первоклашек: дескать, не слушаются, на уроках невнимательны, могут запросто вскочить из-за парты и пробежаться по классу. И как их только родители воспитывали? Но вина родителей не столько в плохом воспитании чад, сколько в том, что они либо не поощряли ролевые игры либо вовсе их пресекали. В итоге дети совсем не умеют самоорганизовываться.
Не так давно московские психологи Е.Смирнова и О.Гударева провели эксперимент, в котором приняли участие более тысячи дошкольников; за ходом эксперимента наблюдали специалисты по практической психологии детских садов столицы. Детей просили в знакомом помещении поиграть в какую-нибудь игру. Наиболее популярными оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. (такие игры наблюдались в 30% случаев). Сюда же входили варианты игры "дочки-матери" и ее современной разновидности "семья куклы Барби". У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: "полицейские и воры", "бандиты и наши", "охотники за привидениями". В конце эксперимента психологи пришли к неутешительному выводу: нынешние дошкольники не умеют играть в ролевые игры. Большинство детишек не могли придерживаться правил игры, т.е. делали то, что по роли делать нельзя. К тому же игра их была однообразна: они, как правило, повторяли одни и те же операции. Также наблюдения показали, что 5-летние дети не могут развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из своих ролей в игре. Две девочки, игравшие, по их словам, "в больницу", так и не дошли до врача, а только жаловались окружающим на недомогание, а мальчики, стрелявшие друг в друга из палочек, вообще не смогли объяснить, во что играют: в бэтмена или в догонялки. Кстати, попутно выяснилось, что в игры, которые были весьма популярны 10-20 лет назад (в повара, шофера, доктора, космонавта и др.), наши дети практически не играют, предпочитая сюжеты из телевизионных фильмов. Но большинство из ребят (60%) вообще не приняли участие в играх – они предпочли катать машинки, бросать мяч, рисовать или сооружать что-то из конструктора "Лего".
Как полагают многие психологи, дети, не умеющие играть в коллективные игры, не способны нормально общаться, заниматься совместной деятельностью, разрешать возникающие конфликты. В результате у них нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам. К сожалению, с точки зрения большой части современных педагогов, игра – лишь пустая трата времени. К тому же нередко приходится слышать: "Пусть уж лучше вообще не играют, а то такой сюжет выберут – просто караул". Действительно, иногда малыши выбирают не самые приятные темы для игр, например, в "пьяных", в "ограбление банка", а после жутких событий в Беслане были случаи, когда дети играли в захват заложников. Однако, по мнению психолога Веры Даниловой, для психологического развития как раз очень важно, что ребенок играет во все, что увидел, включая травмирующее, потому что он в игре может это выразить, осознать, отстраниться от этого. "Представьте себе ужас мамы или бабушки, – говорят Данилова, – которые приходят в детский сад забирать ребенка, а милая девочка ей радостно рассказывает: "А мы сегодня играли в автомобильные катастрофы, Валя попал в аварию, ему руки-ноги поломало, а потом он умер". Родители в ужасе. Идут к заведующей и начинают все это обсуждать..." Но под правильным управлением взрослых, уверена психолог, играть можно во все.
Люди могут угодить под статью, если купят противоправный материал