Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
По данным следственной группы Северо-Кавказского управления Генпрокуратуры по Беслану, из 1343 потерпевших 1340 ознакомились с материалами или же дали расписку, что не хотят этого делать. Как выяснил "КоммерсантЪ", читатели подошли к делу очень серьезно. Они разделились на три группы: одна изучала показания учителей и руководства школы, вторая - Кулаева, третья - сотрудников оперативного штаба. Ни у кого из экспертов поневоле прочитанное не вызвало особого доверия.
Среди работников школы особый интерес вызывает директор Лидия Целиева. Из-за переноса линейки, с которой начались трагические события, на час раньше ее обвиняли в сговоре с боевиками. По прочтении уголовного дела эти подозрения отнюдь не исчезли. "Лидия Цалиева в своих показаниях говорит, что решение о переносе линейки на час раньше было принято завучем Заремой Касумовой за день до этого, а нам она сама рассказывала, что о переносе линейки договорились на педсовете 25 августа", - рассказывает Рита, одна из потерпевших.
Другая участница этого "гражданского расследования", Сусанна Дудиева, у которой в школе погиб сын, читала показания штабистов - и тоже обнаружила немало интересных фактов, которые говорят об отсутствии координации работы. В частности, приезд тогдашнего президента Ингушетии Руслана Аушева: бывший начальник республиканского УФСБ Валерий Андреев свидетельствует, что его вызвал штаб. В то же время президент Северной Осетии Александр Дзасохов узнал о том, что Аушев должен приехать, лишь 2 сентября, когда тот уже был на месте (Напомним, впоследствии он провел переговоры с боевиками и вызволил из школы несколько десятков женщин с детьми.)
Неясности окружают и должность руководителя штаба. По словам Андреева, которые также приводятся в документах следствия, его назначили на этот пост "в середине дня" 2 сентября. Во-первых, так и не стало ясно, кто его назначил, а во-вторых, не сообщается, кто руководил штабом до этого момента. "Неужели никто?!" - спрашивают жители Беслана.
Еще больше запутал дело комментарий Северо-Кавказского управления Генпрокуратуры по поводу всех этих странностей. Глава ведомства Константин Криворотов сказал: "Сейчас эти показания исследуются в ходе ситуационной экспертизы, назначенной в рамках большого дела о теракте. Эти показания никто из тех, кто знакомился с делом Кулаева, читать не мог".
Что же касается Нур-Паши Кулаева - единственного террориста, которого взяли живым, то ему не верят ни следователи, ни потерпевшие. "Все, что он говорил на допросах, вымысел, который его заставили говорить, - считает С.Дудиева. - Ну как можно поверить, например, в то, что захват школы был стихийным и в то, что боевики просто ехали мимо Беслана и решили захватить любую школу, а на пути оказалась первая? Говорит, что боевиков было 32 человека. Это тоже абсурд! Я считаю, что прокуратура должна работать дальше и доказать, что их было больше".
"Если ему верить, то про Беслан до этого он ни разу не слышал, - говорит о Кулаеве К.Криворотов. - ...Его затащили в лагерь (боевиков), потом утром посадили в машину, потом дали автомат, высадили возле школы и заставили загонять в школу людей". Кулаев настаивает, что террористов было 32, так как сам считал во время посадки в машину (как показал эксперимент, ГАЗ-66 при этом забивается под завязку, так что порядок величины верный).
Свои претензии к материалам следствия потерпевшие смогут высказать только на суде. А сейчас они попросили только об одном: показать видеокассету и записки, которые боевики выбрасывали из окна. Чиновники обещали дать людям эту возможность.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету