Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: flot.sevastopol.info |
Казалось бы, после подписания 28 мая 1997 г. Соглашения о базировании ЧФ РФ на территории Украины (до 2017 г.) никаких вопросов по данной проблематике не должно было возникать. "Однако проколы то и дело случаются", – заявляют депутаты украинской Рады и настаивают на скорейшем возвращении к обсуждению "черноморского вопроса". Поводом для очередного скандала послужил инцидент с российским кораблем Черноморского флота "Николай Фильченков", который в ночь на 23 марта произвел высадку 142 морских пехотинцев и 28 единиц техники 382-го отдельного батальона морской пехоты (место дислокации – город Темрюк Краснодарского края) на десантный полигон в районе мыса Опук близ Феодосии.
МИД Украины сразу же направил российской стороне специальную ноту, в которой отметил, что Россия нарушила положения Соглашения от 1997 г., а также законы Украины о режиме Государственной границы и порядке допуска подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины. Масла в огонь подлил глава Службы безопасности Александр Турчинов. "В таких вопросах, как территориальная независимость и суверенитет, нельзя делать какие-либо реверансы – позиция должна быть достаточно жесткой и адекватной", – заявил он в эфире украинского телевидения, назвав пребывание российских военных на территории Украины "дискомфортом для государства". По мнению Турчинова, российский ВМФ в каждом конкретном случае должен запрашивать соответствующее разрешение. Теперь это разрешение понадобилось и кораблям, которые постоянно базируются на российской базе в украинском Севастополе в соответствии с межгосударственным договором. С юридической точки зрения российские "севастопольские" корабли почти ежедневно нарушают морскую границу Украины. Такова реальность: без выхода в море флот не может не может выполнять свои функциональные задачи, и прежнее украинское руководство это прекрасно понимало.
В Главном штабе ВМФ РФ подтвердили факт высадки российских десантников, однако подчеркнули, что это была всего лишь небольшая группа "квартирьеров для обустройства российского полигона", где ежегодно в апреле, в соответствии с российско-украинской договоренностью, проходят учения Черноморского флота по высадке десанта. В данном случае произошла какая-то "нестыковка", "техническая ошибка", и украинские пограничники не получили вовремя необходимой информации. Поэтому, заявил представитель ЧФ, "приняв во внимание озабоченность украинской стороны... командование флота незамедлительно приняло решение об убытии большого десантного корабля (БДК) с морскими пехотинцами в Новороссийск", хотя предварительно была достигнута договоренность о проведении совместных с украинскими военнослужащими учений на арендованном Россией полигоне.
Уже на второй день после инцидента ряд депутатов украинской Рады заявили о необходимости досрочного вывода российских кораблей из Севастополя. Сейчас об этом не может идти речи, парировал министр обороны Украины Александр Гриценко и добавил, что, по его мнению, пребывание российского флота в Крыму "не является препятствием на пути вступления Украины в НАТО".
Источник в украинском военном ведомстве отметил, что БДК "Николай Фильченков" ранее уже попадал в поле зрения украинских властей. В частности, в 1999 г. это судно доставило на Северный Кавказ роту морских пехотинцев. Тогда Украина заявила, что будет возражать против того, чтобы Россия на кораблях ЧФ, базирующихся в Крыму, направляла своих военнослужащих с территории Украины на Кавказ для участия в боевых операциях. Для начала Киев потребовал, чтобы с ним согласовывали подобные действия. Однако "никаких юридических договоренностей на этот счет тогда так и не было выработано". В этом, по словам источника, суть и нынешней проблемы.
Военно-морские силы Украины были извещены о высадке морских пехотинцев и техники официальным документом Черноморского флота РФ, но сделано это было лишь в день проведения самих мероприятий, практически уже во время самой высадки. По словам информированного источника в командовании украинских ВМС, именно 23-м марта датирована заявка об использовании соответствующего полигона береговыми войсками ЧФ РФ в период с 23 по 27 марта. Начальник пресс-службы ВМС Украины Николай Недогибченко признал, что "Николай Фильченков" предупреждал о вхождении в украинские территориальные воды, однако не предоставил информацию о пассажирах и грузе на борту. По словам Недогибченко, "некрымские" пехотинцы не имели права без соответствующих согласований высаживаться на крымское побережье. Таким правом пользуется только российская морская пехота, базирующаяся на украинской территории.
Виктор Ющенко назвал инцидент на Керченском полуострове "военной ляповатостью". "Просто майоры, полковники привыкли выходить там, где им хочется выходить, не понимая содержания договора и ответственности за его нарушение... Я уверен, что тут нет заложенной российской стороной политической провокации", – заявил президент Украины и добавил, что поскольку "мы приняли извинения российской стороны", то инцидент "можно считать исчерпанным".
На этом можно было бы поставить точку. Но ряд "моментов" настораживает. Верховная Рада по-прежнему настаивает на детальном расследовании "вооруженного вторжения" на украинскую территорию и ждет официальных разъяснений Кремля. Тут же отдельные депутаты выступили с антироссийскими речами, не имеющими ничего общего с высадкой десанта. Они вдруг потребовали от России компенсации за "негативные экологические последствия" от строительства дамбы в Керченском проливе (к острову Коса Тузла), стали настаивать на расследовании якобы имевших место случаев развертывания на Украине в ходе "оранжевой революции" подразделений российского спецназа "Витязь" и т.д.
В ряде украинских газет как по мановению волшебной палочки появились материалы и комментарии о "намерениях российской стороны перенести главную базу Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск". При этом широко цитируются слова председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктора Озерова, который в конце прошлого года в одной из публикаций отметил, что "военно-морская база Севастополь уже не в состоянии выполнять роль главного места базирования российского флота на Черном море. Поэтому в настоящее время ускоренными темпами идет создание в Новороссийске развитой инфраструктуры базирования, управления, связи и тыла для придания данному району статуса главной военно-морской базы российского Черноморского флота". По мнению председателя оборонного комитета, в настоящий момент система базирования ЧФ не обеспечивает выполнение оперативно-стратегических задач в полном объеме.
При этом газеты никак не комментируют слова российского министра обороны Сергея Иванова, который категорически опровергает всевозможные заявления о переносе штаба ЧФ из Севастополя. "Главная база останется в Севастополе и Черноморский флот, как и остальные флоты России, будет развиваться", Министр считает, что начало строительства новой базы под Новороссийском вовсе не означает, что российские корабли уйдут из Севастополя: "Много спекуляций в последнее время раздается не столько в России, сколько в других государствах по поводу судьбы Черноморского флота в Севастополе. Наша позиция заключается в том, что флот здесь будет базироваться, никуда он уходить не будет", – говорит С.Иванов, отражая тем самым официальную точку зрения Кремля в отношении основной "черноморской проблемы".
Вчера первый замминистра иностранных дел Украины Владимир Огрызко, находясь в Севастополе, заявил, что о базировании Черноморского флота в Крыму после 2017 г. "речь не идет". По его словам, Украина сделает так, чтобы Черноморский флот после 2017 г. "мог спокойно перебазироваться в другое место", но до этого срока Киев намерен выполнять договоренности с Москвой.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт