Четыре вечера в компании с Вагнером

В рамках XIII Международного фестиваля "Звезды белых ночей" Мариинский театр с 23 мая по 4 июня представит в Москве на сцене Большого театра России три балетных вечера и тетралогию Р.Вагнера "Кольцо нибелунга"




Два крупнейших и старейших музыкальных театра страны - Мариинский и Большой - возвращаются к традиции больших "обменных" гастролей. Балетную часть гастролей Мариинского театра откроет 23 мая балет Л. Минкуса "Баядерка" (реконструкция спектакля 1900 года, премьера реконструкции 31 мая 2002 года).

На протяжении советской истории театра на сцене шла трехактная версия балета, в финале которой принц Солор остается в царстве теней. Четвертый акт ("разрушение храма") балета считался утерянным. Но в фондах библиотеки Мариинского театра сохранилась полная партитура спектакля 1900 года, которая и стала основой для возвращения версии Петипа на сцену Мариинского театра. Сейчас Мариинский театр является единственной балетной труппой мира, которая обладает четырехактной версией "Баядерки".

24 мая будет представлена уникальная программа одноактных балетов: "Свадебка" Брониславы Нижинской (1923, премьера в Мариинском театре в 2003 г), постановку которой в Мариинском театре осуществил Хоуард Сайетт; балет Харалда Ландера "Этюды"/ "Etudes" (1948, премьера в Мариинском театре в 2003 г) на музыку К. Черни, в котором Ландер воспроизвел повседневный классический урок, виртуозно варьируя его составляющие; и, наконец, последняя премьера театра – балет Дэвида Доусона "Reverence", сочиненный хореографом специально для труппы Мариинского театра.

25 мая балетная труппа Мариинского театра представит балет Дж. Баланчина "Драгоценности", таким образом, предъявив московской публике в три вечера потрет нынешней труппы, в творческом арсенале которой хореография разных эпох - от Петипа через весь ХХ век в его самых ярких проявлениях от Нижинской до Баланчина и до хореографии XXI века, которую в репертуаре театра представляют Форсайт и Доусон.

С 31 мая по 4 июня оперная труппа театра под руководством Валерия Гергиева представит один из самых крупных проектов театра последнего времени – тетралогию Р. Вагнера "Кольцо нибелунга". Цикл Вагнера впервые прозвучит в Москве.

Премьера спектаклей прошла в Мариинском театре в декабре 2002 – июне 2003 гг. Сто лет спустя после первых постановок опер тетралогии в Мариинском (тогда – на русском языке) цикл Вагнера вернулся на русскую сцену (впервые – на языке оригинала).

Концепция постановки – Валерий Гергиев, Гергий Цыпин. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Валерий Гергиев. Художник-постановщик - Георгий Цыпин. Режиссер опер "Золото Рейна" и "Валькирия" - Юлия Певзнер. Режиссер опер "Зигфрид" и "Гибель богов" - Владимир Мирзоев.

Валерий Гергиев рассуждает о постановке: "Сегодня многие театры мира уже имеют опыт постановки всего "Кольца нибелунга". Для России же - это неслыханное событие. Еще несколько лет тому назад трудно было представить, чтобы российский театр смог представить всю тетралогию. Ее осуществление в начале XXI века возвращает Петербург в семью культурных столиц, которые совершенно естественно наряду со своим национальным репертуаром, исполняют оперы Вагнера, Верди, Пуччини или Моцарта. Вопросы, которые поднимает Вагнер в тетралогии, волнуют сегодня как немцев, американцев, китайцев или итальянцев, так и россиян.

Нет единого ответа, как нужно ставить "Кольцо". Наша версия будет настолько же русская, настолько интернациональная. Мы не замыкаемся в узких рамках, в исключительно русских представлениях о мировом театре, мы стараемся вызвать в воображении те образы, которые могли владеть умами и две, и три тысячи лет тому назад. Я не скрываю, что одной из первых моих ассоциаций была ассоциация с нартским эпосом, что стало отправной точкой и для меня, и для Георгия Цыпина в нашем визуальном ощущении театра Вагнера. Но было бы неверным связывать этот огромный цикл со скифской или аланской культурой только потому, что я сам вырос под влиянием традиций, образов, морально-нравственных законов этой культуры. Мы все живем сегодня в едином мировом пространстве и при этом упорно стараемся не потерять связь с нашими собственными корнями. Вот, пожалуй, то главное, что можно сказать о концепции спектакля. Если вообще сегодня слово концепция, в связи с работой над "Кольцом", может звучать в отношении кого-либо, кроме самого Рихарда Вагнера".

В декабре 2003 – феврале 2004 года Мариинский театр представил "Кольцо" в Германии в Баден-Бадене на сцене Фестшпильхаус. Этот проект стал своеобразным экзаменом для театра, впервые иностранная труппа давала тетралогию на родине великого немецкого композитора в присутствии его потомков и представителей мирового оперного сообщества. Но пресса устами обозревателя "New-York Times" Джона Роквелла назвала этот проект "подлинно историческим и эпохальным событием": "Вагнеровкий цикл "Кольцо нибелунга", представленный Валерием Гергиевым и Мариинским театром в Фестшпильхаус, доставил истинное наслаждение зрителям, которые провели там четыре вечера. Но, кроме того, он стал подлинно историческим, можно сказать, эпохальным событием. Спектакли этого цикла показали, насколько сильна труппа Мариинского театра и тогда, когда она выходит за рамки русского репертуара. Благодаря этим спектаклям неожиданно открылся новый источник певцов вагнеровского масштаба, а Фестшпильхаус (которому исполнилось всего пять лет) занял достойное место на немецкой оперной сцене… Это "Кольцо нибелунга" стоит в ряду четырех-пяти наиболее значительных постановок, начиная с середины прошлого века". (Джон Роквелл, The New York Times, 2.02.2004).

Выбор читателей