Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: psdp.ru |
К выводу о том, что в стране отсутствуют как сильные союзники, так и сильные оппоненты власти, политтехнолог пришел, наблюдая реакцию политического бомонда на направленный против бюрократии сигнал из Кремля. "Оппозиции, готовой работать по предложенной повестке, у нас нет. Продолжается обсуждение не проблем, а персоналий. Между тем, президент дал ясно понять, что намерен работать с партийной системой, а не с одной партией", – считает глава ФЭП. По мнению Павловского, задача создания оппозиции, "как ни странно, ляжет на плечи союзников Путина, а не противников". Многие нынешние оппозиционные партии, в том числе причисляющие себя к "патриотам", ставят целью внесистемную смену власти по сценарию "цветных" революций, проведенных при поддержке США: "Они голосисто предлагают разрулить ситуацию в России через управляемую революцию, в результате которой власть в России полностью потеряет легитимность, а центр принятия решений будет передан другой (внешней) силе... Такая оппозиция никому не нужна", – цитируют Глеба Павловского РИА "Новости".
Вывод звучит так: в России должна быть построена мощная двухпартийная система, которая гарантировала бы преемственность и стабильность в стране, вне зависимости от того, которая из партий является правящей. Павловский напомнил, что подобная система в Великобританнии сложилась как ответ на угрозу революции. По мнению эксперта, двухпартийный парламент может сложиться уже на выборах 2007 г., причем, одна партия уже известна – "Единая Россия". Павловский допускает, что российские "виги" и "тори" к выборам сформируются из нынешних единороссов, в среде которых обозначились "либералы" и "социалисты" . "Тендер открыт. Но если конкурент на "партию номер два" выйдет из "Единой России", то, по крайней мере, это будет сильный второй", – сказал Павловский, общаясь с журналистами.
Впрочем, при всем уважении к большому опыту Глеба Олеговича, жизнеспособность подобной конструкции представляется сомнительной. "ЕдРо" – партия достаточно специфическая, а потому перспективы и последствия ее клонирования, да еще с целью последующего противопоставления одного крыла "ЕР" другому, могут оказаться самыми непредсказуемыми. Известные политологи также с недоверием относятся к подобной идее. Как заявлял ранее "Yтру" заместитель директора Центра политических технологий, политолог Алексей Макаркин, "Раскалывать "ЕдРо" не будут. Могут быть очень серьезные негативные последствия, поскольку процесс демонтажа "Единой России", может принять неуправляемый характер". По мнению Макаркина, создание прокремлевской либеральной партии на основе какой-то части ЕР сейчас тоже маловероятно. "ЕР – структура, живущая специфической жизнью, которая предусматривает ее эксклюзивность в качестве главной, большой и, на самом деле, единственной партии власти", – считает он.
С другой стороны, эксперты Центра политических технологий и Фонда Фридриха Эберта, представившие недавно аналитический доклад, посвященный российской партийной системе, согласны с тем, что политические партии России не вышли из кризиса, в котором оказались после выборов 2003 г., уступив думское большинство "Единой России". "Выход из кризиса и становление дееспособной партийной системы остаются весьма туманными и неблизкими: их скорее следует связывать со следующим, а не нынешним электоральным циклом", – говорится в докладе, который представили Борис Макаренко и Алексей Макаркин. Перспективы конкурентов ЕР в том же докладе оцениваются пессимистически: КПРФ не способна на дрейф к социал-демократии. А объединение на правом фланге выглядит сомнительным, хотя в одиночку либеральные партии почти не имеют шансов попасть в Думу. Соответственно, по мнению авторов доклада, единороссы, пользуясь статусом "партии при власти", сохранят господство на политическом небосклоне. "Кризис партий, возможно, еще не достиг своей низшей точки, и вполне вероятно, породит новую модель партийной системы", – заключают эксперты.
Оказывается, больше всего от такого положения вещей страдает сама "партия власти". Единоросс-либерал Андрей Буренин, выступая на вчерашних слушаниях, заявил о том, что политический монополизм "Единой России" в отсутствие достойных конкурентов становится самой главной проблемой партии, над которой витает угроза застоя. Буренин был в числе либералов, манифест которых с критикой курса Кремля положил начало дискуссии о внутрипартийных течениях и поставил под сомнение видимое единство в рядах партии, которой принадлежит большинство в Госдуме. "России необходимо создать систему политической конкуренции. На сегодняшний день самая большая проблема "Единой России" – отсутствие достойного конкурента. Это может привести к застою и разрушению партии", – сказал Буренин РИА "Новости". По мнению политика, новый проект развития демократии в России, сформулированный Путиным в послании, упирается в неразвитость партийной системы в условиях доминирования одной партии. "России нужна открытая конкурентная среда на выборах. Государство должно отказаться от использования административного ресурса в рамках электоральной борьбы", – считает Буренин.
Что же до идей, озвученных Павловским, у оппозиционных аналитиков они вызвали вполне понятное раздражение. "Глеб Павловский уже давно и вполне недвусмысленно мечется между различными башнями Кремля, пытаясь предлагать им свои услуги. Им вполне справедливо подмечена набирающая силу тенденция к постепенной подготовке властью собственного варианта "оранжевой революции" в виде альянса КПРФ с "Родиной" и возможного создания бутафорского левоцентристского коалиционного правительства, – заявил "Yтру" замдиректора Института проблем глобализации Константин Бакулев. – Сейчас Павловский отчаянно пытается продать власти модель так называемого "красного путинизма". Тезисы, озвученные Глебом Олеговичем, не новы и уже почти 2 года последовательно вбрасываются в левое движение кучкой поддерживаемых им публицистов с эффектом, близким к нулевому. Это и понятно – ведь их стержнем является совершенно шизофренический призыв к леворадикальной части политического спектра поддержать президента Путина как "убежденного борца с мировым капитализмом", последовательного антиамериканиста и "истребителя" олигархов".
Говорить же об отсутствии конструктивной программы у оппозиции – в частности, у левых, считает Бакулев, "может только человек, физически не умеющий краснеть лицом". "Один из вариантов такой детально разработанной программы был представлен еще на думских выборах 2003 г. Сергеем Глазьевым, но затем тихо похоронен "спецназом президента", – заявил эксперт. – Все основные тезисы российских левых сформулированы давно и четко: это государственный социализм НЭПовского типа с активной инновационной и социальной политикой, обеспечение реального народовластия и самоуправления снизу доверху с одновременной поддержкой частной инициативы в сфере услуг и мелкого производства. Вообще, читая Павловского, вспоминаешь колоритную специфику политического процесса в современном Египте, где президент Мубарак лично и гласно назначает лидеров оппозиции. В целом же слова о "политическом сигнале из Кремля, направленном против бюрократии" напоминают старую карикатуру времен перестройки, где марионетка угрюмо и безуспешно толкает управляющего ею кукольника. Все мы помним, чем это закончилось".
Брюссель знает, чего хочет