В Латвии запретили говорить по-русски и петь частушки

Сейм Латвии ратифицировал конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств. Но с оговорками - теперь латышский язык признается единственным государственным




Депутаты латвийского парламента ратифицировали рамочную конвенцию Совета Европы о защите нацменьшинств. Обсуждения шли весь день, и лишь после 13-часовой дискуссии закон был принят, но с двумя оговорками, касающимися языковых прав в стране. Теперь латышский язык признается единственным государственным и должен применяться в деловом общении и официальных документах. Например, называть улицы разрешено только на государственном языке, также запрещено использование языков нацменьшинств в работе государственных структур

При этом 450 тыс. русскоязычных жителей страны, имеющих статус неграждан (их еще называют "неграми"), выведены из-под действия рамочной конвенции, несмотря на выражение протеста со стороны Европы. К тому же они оказались лишенными элементарных политических и избирательных прав, о чем рассказал глава ЦИК РФ Александр Вешняков. Сегодня в ходе "круглого стола" по вопросам участия лиц без гражданства в муниципальных выборах он напомнил, что в настоящее время в Латвии проживают свыше 1 млн русских. Он выступает против нецивилизованных решений в области избирательного права этих людей, "принятых то ли из исторической мести, то ли из-за борьбы за чистоту титульной нации".

Еще в апреле ПАСЕ был поражен масштабами развернувшегося в Латвии антирусского движения и пригрозил, что примет активные меры против реваншизма в странах Прибалтики. Прежде всего это относилось именно к Латвии в которой вдруг стали проходить эсэсовские марши, а русских в открытую называли захватчиками и оккупантами. Еще ранее начали приниматься законы направленные на свертывание образования на русском языке. Совету Европы крайне не понравились все эти проявления тоталитаризма.

Руководитель политологического департамента Центра политических технологий Алексей Зудин считает, что фактически Евросоюз после того, как принял в свои ряды страны Балтии, оказался в очень щекотливом положении. Чем дальше, тем более очевидным становится тот факт, что эти страны ко вступлению в Объединенную Европу не готовы. "Страны Балтии прекрасно справились с десоветизацией, но вскрылась еще более застарелая проблема - они не прошли этапа денацификации, которую пережили и Германия, и вся Европа. Эта проблема пока не замечается, даже не называется, но она существует, и именно поэтому эти страны избрали этнократическую модель государственного строительства, которая давно отвергнута Европой. Вот почему они не приживаются в Европе: не потому что это не устраивает Россию - а просто по факту" - считает А.Зудин - "Европа признать этот факт не может, не потеряв лицо. Факт остается, и создает напряжение. И вот это напряжение России необходимо использовать, какое-то время европейская бюрократия может себе позволить игнорировать эти несоответствия, но вечно это делать нельзя".

Но после недавнего празднования Дня Победы в Москве отношения России со странами Прибалтики по-прежнему оставляют желать лучшего. Надежда на улучшение ситуации с правами русскоязычного меньшинства в этих государствах слишком слаба.

Между тем, негласная война на улицах Латвии идет давно. Главным "вражеским" символом признана русская матрешка, торговлю этими сувенирами стараются жестко ограничить. За распевание русских частушек тоже можно угодить в полицию.

Российские эксперты предлагают различные методы защиты наших соотечественников в Латвии в сложившейся ситуации. Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии, считает, что нужна не только государственная, но и общественная инициатива, например, бойкот хозяйственных отношений с Латвией: "Прекратить закупать латвийские товары, но одновременно поддержать российский малый бизнес, который пострадает в результате этой акции. Для этого нужен общественный комитет с ответственными и грамотными людьми. Нужно будет, например, поддержать докеров рижского порта, среди которых много русских. У государств свои сложные взаимоотношения. А российское общество должно показать, что терпение кончилось, и что дальше с этническими чистками против наших соотечественников оно мириться не будет".

А.Зудин считает, что уместнее сдержанная политика, которой российские власти придерживаются сейчас, напоминая, что экономические меры наиболее эффективны тогда, когда есть угроза их использования. В тех случаях, когда мягкое давление переводится в жесткое, этот инструмент может сломаться. Его можно использовать один раз. Жесткая политика со стороны России может консолидировать националистов и укрепить этнократические режимы в странах Балтии. Но от продолжения экономических "субсидий" (транзит российских товаров и т.д.) до их окончания есть большая промежуточная зона - например, когда российским политическим классом и общественным мнением начнет обсуждаться вопрос об их сворачивании. Донорство - само по себе инструмент влияния, даже когда оно незаметно. "Мне представляется более разумным продолжение экономических отношений в полном объеме при широком и публичном обсуждении вопроса об их сокращении и упразднении широкими общественными кругами, а также при одновременной энергичной работе с европейскими структурами, направленной на то, чтобы указать на кричащее несоответствие между европейскими нормативами и практикой, сложившейся в странах Балтии" - предлагает А.Зудин.

Выбор читателей