Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: mos-zao.ru |
В нашем распоряжении оказалось несколько официальных документов санитарно-эпидемиологических служб города Москвы (Оценка состояния водных объектов по данным санитарно-эпидемиологической службы ГЦГЭСН г. Москвы за 2003 г., Оценка состояния водных объектов по данным ГУ "Московский ЦГМС-Р" и некоторые другие экспертные заключения), которые нам любезно предоставило российское отделение международной экологической организации "Гринпис". Из документов можно составить мнение об общем состоянии с загрязнением водоемов столицы.
Итак, постоянный анализ состояния московских вод с 1995 г. и по сей день свидетельствует о постепенном снижении уровня концентрации вредных веществ, что эксперты объясняют падением промышленного производства. Однако радоваться рано. С другой стороны, несколько лет назад во взятых пробах вновь фиксировались превышения норм предельного содержания тяжелых металлов (кадмий, цинк, свинец). Это явление увязывается с применением новых противогололедных реагентов. Отмечен рост содержания нефтепродуктов в малых реках, протекающих в промзонах города в Юго-Восточном, Южном и Юго-Западном округах. Практически вся московская вода характеризуется интенсивным микробным загрязнением. Микробов в водоемы, по официальным выкладкам, активно поставляют сточные воды станций аэрации, поверхностные и талые стоки, а также система ливневой канализации.
Рыбакам и купальщикам на заметку. Вода в Москве-реке в документах характеризовалась от "умеренно загрязненной" на северо-западе, где водная артерия только заходит на территорию города, "загрязненной" – до Московского НПЗ, ну, а после – просто "грязной".
Итак, это была официальная информация, основанная на заключениях государственной экспертизы. За развернутым комментарием мы обратились к сопредседателю Совета Международного Социально-экологического Союза (СОЭС) кандидату биологических наук Святославу Забелину.
Фото: locman.net |
Хотите еще вопиющих примеров? Пожалуйста. На юго-востоке Москвы расположился Кузьминский парк, где часто гуляют родители с детьми, а особо отчаянные граждане купаются в местных прудах. Притом, что еще около восьми лет назад экологи получили информацию о захороненном здесь боевом отравляющем газе – иприте. И что вы думаете, информировали нас за эти годы власти об иприте в Кузьминках? По словам экологов из СОЭС, ни разу!
Следующая проблема – мониторинг состояния водоемов и информирование общества о зафиксированных загрязнениях. Все, наверное, наслышаны от так называемых нормах содержания вредных веществ в воде, воздухе, почве – предельно допустимой концентрации (ПДК). Водоемы, к сожалению, такая изменчивая среда, что уровень концентрации вредных веществ в них меняется постоянно. Вчера пробы были в норме, а с Yтра кто-нибудь добрый слил неочищенные стоки в искомый прудик или дождик прошел кислотный...
Помните, в советское время в каждой квартире была радиоточка. Одной из важных функций радиоточки являлось оповещение граждан о катастрофах и природных бедствиях. Сейчас как система гражданской обороны радиоточки не работают, а ничего нового так и не создали. (Кстати, во время массового отключения электричества москвичи как раз и остались без информации о происходящем.) В идеале информирование о мониторинге экологической среды должно быть постоянным.
А пока общество не может эффективно контролировать экологическую ситуацию, экологи советуют не купаться в московских водоемах. Как сказал Святослав Забелин, "с точки зрения ученого-естественника, нельзя открывать один пляж и закрывать другой на одной и той же реке". Это просто против здравого смысла. Особенно после энергокризиса 25 мая. Самое опасное для человека загрязнение водной среды – биологическое, когда в воду попадают возбудители опасных болезней (дизентерия и прочие "радости"). При аварии 25 мая в водоемы как раз и попадали канализационные стоки – главный источник биологического загрязнения.
Фото: locman.net |
Пожалуй, одной из главных причин плачевного положения водоемов наших городов следует признать постоянные перетряски системы природоохранных органов, называемые почему-то реформами. Авторитетные эксперты в области экологии уже несколько лет говорят о "деэкологизации" российской власти. Так, в 2000 г. система учреждений охраны природы была фактически ликвидирована. А потом, в ходе административной реформы, появились два функционально дублирующих друг друга монстра – Ростехнадзор и Росприроднадзор. В таких условиях говорить о государственной политике в сфере охраны природы просто не приходится.
Ситуация может еще больше обостриться