Головокружение от прилавков в московских супермаркетах

Две недели назад журналист "Yтра" отправился в поход по столичным продуктовым супермаркетам, чтобы своими глазами убедиться, что почем. Сегодня мы предлагаем читателям вторую часть "заметок покупателя"




Две недели назад журналист "Yтра" отправился в поход по столичным продуктовым супермаркетам, чтобы своими глазами убедиться, что почем. Сегодня мы предлагаем читателям вторую часть "заметок покупателя" – на сей раз они посвящены исключительно грандам супермаркетного бизнеса.

Первой нашей целью стал "Ашан" на Юго-Западе. Не так давно здесь ввели в действие новую развязку, что, по словам водителя маршрутки, почти избавило от пробок. Правда теперь схема организации движения стала куда сложней.

Про гипермаркет сложно рассказывать в деталях – здесь есть практически все, что живот пожелает. Видно, что покупатели по достоинству оценили богатый выбор охлажденного мяса: говядина, телятина, свинина, баранина... Оценили в этот раз и мы, взяв духовую говядину по 227 руб. 90 коп. за килограмм. Не слишком дешево, но качество хорошее. Толпы гурманов осаждают отдел собственной выпечки "Ашана", а в углу расположился целый "загон с колбасой". Громадные ряды с сырами, с соками, с алкоголем, наконец. Рассказывать можно долго. Вообще, стеллажи с продуктами только что за горизонт не уходят. Ценовая политика четко ориентирована на средний класс. Соответственно, и изыски тоже для среднего класса, типа сыра с плесенью прямо из Германии, но не более того.

Зато и минусы тоже налицо. Самое неприятное – это количество покупателей. "Ашан" годится для больших закупок в будние дни и не подходит для каждодневного посещения. Маяться по полчаса-час в очереди ради покупки рублей на 300 – просто не стоит того. А в выходные и перед праздниками здесь затовариваются целые орды покупателей, что автоматически означает хаотичное движение с огромными тележками и долгие очереди на кассу.

А еще случился с нами в этом же "Ашане" где-то год назад неприятный такой казус. Купили мы с женой тогда большущую коробку риса, домой принесли, смотрим, а маленько риса кто-то добрый оттуда отсыпал. Коробку же поверх надорванной фирменной ленточки заклеили липкой лентой, чего мы в пылу покупательского угара и не заметили. Выводы делайте сами.

Другой "Ашан", рядом с Ярославским шоссе, подтверждает, что болезни магазинов этой сети – системные. Часовые очереди на кассах в выходные дни, низкая пропускная способность "тележечных трасс", наматывание кругов по стоянке в поисках места для автомобиля...

"Рамстор" в Беляеве, на улице Миклухо-Маклая, вроде бы рядом с метро и Профсоюзной улицей, но зачем-то спрятался за высоченной новостройкой. В магазине чисто, приятно – и по сравнению с "Ашаном" просто никого нет. Неудобство вызвали слишком узкие проходы – с большой тележкой почти нигде не развернешься и никого не объедешь. Выбор продуктов достаточно полный, но цены в целом выше средних. Кстати, о полноте выбора: я вновь помчался покупать картошку и обнаружил, что кроме относительно дорогого молодого картофеля взять-то снова вроде бы и нечего. Старая картошка по 12 руб. за кило выглядела, честно говоря, не очень, особенно для гипермаркета.

Интересная особенность "Рамстора" – множество одинаковых продуктов в различных товарных категориях. Поясню на примере. Хотели мы побаловать нашу больную тетушку чем-нибудь вкусненьким, и выбор пал на итальянские десерты "Тирамису". На полке лежало сразу несколько видов, отличаются только дизайном упаковки, стоят все около 40 рублей. Я подхожу к работнице с закономерным вопросом, а чем они, собственно, отличаются? А ничем, говорит, одинаковые они, только производитель разный... Не знаю кого как, а меня такая ситуация всегда несколько дезориентирует.

К плюсам "Рамстора" мы отнесли собственную линию по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий. Много самой разнообразной выпечки, а опробованные там калачи с сыром оказались свежими и вкусным. За три калачика мы заплатили 34,5 руб., вполне приемлемо.

Общее впечатление от "Рамстора" осталось двойственным. Магазин величает себя гордым названием "гипермаркет", но кое в чем до этого звания не дотягивает. Опять же, возвращаясь к приведенному выше примеру с тележками – они огромные, как в гипермаркете, а проходы узкие, как в обычном магазине.

На той же улице Миклухо-Маклая, но с другой стороны Профсоюзной расположился "Седьмой континент". Традиционно магазины этой сети считаются довольно дорогими, но публика в данном конкретном магазине оказалась самой разнообразной. Были замечены даже пенсионеры. Объясняется это тем, что ценовая политика здесь построена по принципу "и нашим, и вашим". Почти в каждой товарной категории (а они охватывают стандартный набор супермаркета) есть дорогие и средние по цене продукты. Даже в простейших категориях, типа ряженки, представлены и дорогие, и дешевые сорта. Исключение – прилавок с морепродуктами. Эти изыски явно рассчитаны людей с покупательной способностью выше средней.

Площадь магазина на самом деле небольшая, но почти полное отсутствие здесь так называемых "сопутствующих товаров" (швабры, сковородки и проч.) высвобождает место для продуктового ассортимента. Женой было отмечено высокое качество мяса, поэтому тут же купили 600 г кубанской грудинки за 165 рублей.

Единственное "но" – не самая быстрая работа на кассах, что, впрочем, можно пережить, учитывая высокое качество продуктов. Да, и последнее: уважаемые владельцы "Седьмого континента", обустройте, пожалуйста, газон около магазина. Диссонанс получается: магазин довольно респектабельный (и по ценам в том числе), а газон перед парковкой вытоптан, будто крупный рогатый скот по нему разгуливал.

Супермаркет "Перекресток" на Калужской встретил нас полупустым залом в середине рабочего дня. Не знаю, как сейчас, а год назад здесь действовала система скидок для посетителей в первой половине рабочего дня. Глаз порадовала чистота в зале и богатство выбора на прилавках. Цены выше экономического класса (берлинское пирожное – 39 руб., соки, в основном, от 50 руб.), но "Перекресток" никогда и не позиционировал себя как дешевый магазин. С другой стороны, цены на изначально дешевые категории продуктов, типа кефира, вполне конкурентоспособны даже по сравнению с пресловутым эконом-классом.

В зале есть консультанты, играет легкая фоновая музыка. Особую гордость супермаркета, по крайней мере так следует из рекламных материалов, составляет собственная линия экологически чистых продуктов Organics. После изучения ассортимента линии становится ясно, что натуральное дешевым быть не может, что, в принципе, отражает общемировую тенденцию. Так, лапша под маркой Organics стоила 90 руб., а примерно такая по весу пачка свежей яичной лапши из Италии – 40 рублей.

Отличительная особенность – большой выбор в отделе салатов собственного приготовления, по объему сравнимый только с "Ашаном". Много свежего мяса, хлебобулочных изделий, в том числе горячих, много продуктов под собственной маркой "Перекресток" – обычно самых дешевых в своих категориях. Видно, что над развитием собственной марки специально работают, так как она охватывает такие разные товары, как, например, сахарный песок и растительное масло. На кассах работают быстро, мы стояли не более пяти минут. Ничего однозначно плохого о "Перекрестке" сказать, наверное, нельзя – магазин удачно попал в свою нишу, хоть он, конечно, и не из самых дешевых, и не самый большой.

Итак, "Ашан", павший жертвой собственных гигантских размеров, получает от нас три "звезды". Твердый "хорошист" "Седьмой континент" оказался лучше, чем мы думали, но и там есть над чем поработать. Почти гипермаркет – "Рамстор", осталось еще немного, еще чуть-чуть, поэтому пока – тоже только четыре "звезды". А лучше всех, на наш взгляд, "Перекресток", правда цены там немного выше, чем хотелось бы. Эту сеть мы отнесли к категории "четыре люкс".

Выбор читателей