Березовский провел набор в "коммерсанты"

Те, кто ожидает увидеть на страницах "Коммерсанту" откровенное "мочилово", будут посрамлены: Березовский слишком умен, чтобы вступить на этой почве в очевидный конфликт с коллективом высококлассных журналистов




"Когда я спрыгну с этого стола, я перестану быть вашим главредом". Такими словами теперь уже бывший главный редактор "Газеты.Ru" Владислав Бородулин оповестил сотрудников о кадровых перестановках в интернет-издании. Спрыгнув со стола, он тут же обратился в шеф-редактора другого столичного издания – газеты "Коммерсант". Магия превращения прошла при посильном участии совета директоров ИД "Коммерсант", который вчера выполнял свои пассы в Лондоне – резиденции главного мага всей этой истории, Бориса Березовского.

"Yтро" уже сообщало о решении владельца "Коммерсанта" и опального "олигарха" сменить руководство популярной деловой газеты. В этой истории были известны имена пострадавших – шеф-редактора издания Андрея Васильева и главного редактора Александра Стукалина. Открытым оставался вопрос, кто придет им на смену. В связи с тем, что политический подтекст кадровой перетряски ни для кого не был секретом, в креатурах сторонних комментаторов нехватки не наблюдалось. Наряду с фамилиями Т.Кошкаревой (главреда продаваемой Березовским же "Независимой газеты"), Д.Кудрявцева (один из директоров ИД "Коммерсант", у которого проблемы с въездной визой в Россию), Р.Шакирова (бывшего шеф-редактора "Коммерсанта" и главреда "Известий") звучала даже фамилия Гарри Каспарова, который, якобы, к своим разнообразным спортивным и политическим талантам готов был присовокупить лавры успешного издателя.

В числе прочих прозвучала также и фамилия Бородулина. Причем именно ему большинство аналитиков предсказывали шефство в известной деловой газете – верный признак "стопудовой" утечки. То, что сам главред "Газеты.Ru" отчаянно открещивался от подобных предположений, не должно было никого смущать – дело-то деликатное, решается серьезными людьми в просвещенной метрополии, так что игра шла по правилам. По-настоящему же удивила фамилия второго назначенца, Владимира Ленского, который стал гендиректором "Коммерсанта". Прежде А.Васильев совмещал обе должности – гендиректора и шеф-редактора, и, судя по некоторым репликам, питал надежду сохранить за собой в киевском изгнании хотя бы первую из них. Борис Березовский решил иначе – Васильеву возможно предложат почетный пост председателя совета директоров, а гендиректором станет именно Ленский, до последнего времени по большей части проживавший в США.

Таким образом, манером, достойным фокусника первой категории, Березовский сотворил неожиданную в компонентах, но концептуально ожидаемую конфигурацию. Ленский, который "родом" из НТВ времен Гусинского, и Бородулин, известный своей близостью к структурам "ЮКОСа" и лично Л.Невзлину, вряд ли пришли в "Коммерсант" Березовского только для того, чтобы поспорить с "Ведомостями" за право быть самыми "деловыми" на рынке СМИ.

В профессиональном плане "Коммерсанту" вряд ли угрожают потрясения. И Бородулин и Ленский – высокие профессионалы. Экс-глава "Газеты.Ru", к тому же, для "Коммерсанта" человек не посторонний – в 1999 г. он ушел в интернет-издание с поста главного редактора "Ъ-Власть". Кстати, ушел, как говорят, из-за слишком резкого "наезда" в одной из своих статей на тогдашнего премьера Примакова, прервавшего свой полет в Штаты сразу по получении известия о начале бомбардировки Югославии американцами. Что касается бывшего исполнительного директора "НТВ+", то Владимир Ленский ходит в "отцах" столь популярных в Сети ресурсов как NEWSru.com и "Анекдот.Ru". Хорошо знающие его люди отзываются о Ленском как о грамотном управленце, берущемся за дело не "по найму", а ввиду творческих перспектив. Косвенно и этот факт может служить свидетельством того, что в "Коммерсанте" грядут действительно серьезные перемены.

Впрочем, вопрос менеджмента, при всей его важности прежде всего для журналистского сообщества, все же не главный. Очевидно, что уважаемые персоналии всего лишь атрибуты не ими сделанных ставок. Летний период считается временем информационного затишья, и потому неудивительна решительность хозяев СМИ именно сейчас отформатировать контролируемое ими медийное пространство в соответствии со своими задачами на осень, а в перспективе – и на ближайшие несколько лет, аккурат к 2007-2008 году. Березовский, Невзлин и пока остающийся на периферии информационных поводов Гусинский так или иначе создают или уже создали альянс. Они концентрируют в своих руках те медийные активы, которые еще не подконтрольны Кремлю. "Коммерсант" Березовского становится залогом "вечного мира" антипутинских "олигархических" сил, делегировавших в издание своих представителей. Отдав Невзлину часть своих Интернет-ресурсов и, вероятно, продав ему же "Независимую газету", Березовский формирует наиболее радикальное "крыло" своей пропагандисткой армии – оно не станет выбирать выражения, обличая "антинародный режим".

Самому "Коммерсанту" (а также другой периодике издательского дома) будет отведена особая роль. Те, кто ожидает увидеть на их страницах откровенное "мочилово", будут посрамлены: Березовский слишком умен, чтобы вступить на этой почве в очевидный конфликт с заслуженным коллективом высококлассных журналистов. К тому же, аналитики не склонны переоценивать влияние этих изданий на умы россиян. Другой разговор, что информация "Коммерсанта" или "Московских новостей" (медиа-ресурс Невзлина) пользуется доверием Запада, и этот фактор может сыграть не последнюю роль в жаркую предвыборную страду.

Еще один ресурс "триумвирата", от которого сегодня незаслуженно отмахиваются, – пресловутый "Коммерсант-Украина", который рассматривается исключительно как место "ссылки" отставленного Андрея Васильева. Между тем, если Березовский и вправду решил создать в "незалежной" плацдарм для атаки на Кремль, то этому ресурсу будет отведена едва ли не решающая роль. Возможно, он не станет тем, чем в свое время было для СССР "Радио Свобода*". Но не исключено, что в обозримом будущем об отсутствии "глушилок" кто-кто в современной России нет-нет, да и пожалеет.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей