Хороша Маша, да не наша?

Скорее всего, Шарапова вскоре предпочтет американское гражданство. Но есть одна загвоздка: против этого высказываются почти все сильнейшие американские теннисистки, в том числе и Дэвенпорт, и сестры Уильямс


Фото AP



Что-то неуловимое порой происходит в мире, что-то незаметное глазу, но остро ощущаемое всеми, как говорится, фибрами души, прикасается к нам, то обжигая щеку горячим дыханием, то царапая взгляд – по самому краешку зрительного поля, – а то раздражая слух неслышным ультразвуковым писком... И тогда Антон Чехов на переломе XIX и XX веков пишет: "Тихий ангел пролетел..." И тогда Морис Метерлинк почти одновременно с ним вкладывает в уста одного из своих персонажей реплику: "Что-то пролетело между нами и небом!". А просто дело в том, что меняется эпоха – уходит одно время, а навстречу ему неумолимо толкается в дверь новое... И не всегда смена времен происходит корректно – да и откуда бы взяться корректности у нахальной и настырной молодежи?

Шарапова покидает Уимблдон после полуфинала с Винус Уильямс. ФОТО

Вот примерно такими словами заставляет думать, писать и говорить о себе российская девочка Мария Шарапова, проигравшая в четверг полуфинальный матч Уимблдонского теннисного турнира. Судя по всему, не сбудется пока ее мечта – стать первой ракеткой мира, хотя для того, чтобы говорить об этом наверняка, надо знать шансы американки Линдсей Дэвенпорт, чей полуфинальный матч против француженки Амели Моресмо был вечером в четверг прерван из-за дождя. Напомним, что бельгийка Жюстин Энен-Арденн выбыла из борьбы в самом начале Уимблдона, и на пути Шараповой к вершине мирового рейтинга оставалась – или остается? – именно Дэвенпорт. Ветеран мирового тенниса, габаритная американка никогда не была всемирной любимицей и героиней глянцевой прессы, но теннисное дело знала всегда более чем здорово – и оттого побывала уже и победительницей бессчетного количества турниров, и первой ракеткой мира. Но – об этом регулярно заявляет и сама Дэвенпорт – ее лучшие теннисные годы уже позади, хотя в нынешнем году она играет на самом высоком уровне – на уровне олимпийской золотой медали, которую Линдсей завоевала аж в 1996 году в Атланте.

А по поводу Шараповой так и хочется сказать, что ее лучшие годы впереди. Был, конечно, в ее жизни чудесный 2004 год, когда она выиграла и Уимблдон, и итоговый турнир WTA. Сейчас дела идут сложнее – пока ни в одном турнире Большого шлема Мария до финала дойти не смогла и на первую строку мирового рейтинга также пока не поднялась. В тройке лучших она – постоянный посетитель. Но войти в тройку – мечта многих, а стать лучшей в мире – цель, достойная уверенной в себе русской теннисной Золушки-тинэйджера, которая через три года наверняка станет одним из главных претендентов на победу в олимпийском Пекине. Но до этого еще далеко, а пока поражение в полуфинале Уимблдона от опытнейшей американки Винус Уильямс представляется скорее делом рук самой Шараповой, которая явно перенервничала и в конце матча проиграла сама – на собственных невынужденных ошибках.

У этого поражения есть еще одна подоплека – и она тоже связана с олимпийским будущим Марии. После того, как капитан сборной России Шамиль Тарпищев вновь не включил Шарапову в состав команды, стало почти понятно, что шансов остаться российской теннисисткой у нее маловато. Скорее всего, Шарапова вскоре предпочтет американское гражданство – так, во всяком случае, будет куда выгоднее в финансовом плане. Но есть одна загвоздка: хотя, судя по разноречивым сообщениям из-за океана, Шарапова и Федерация тенниса США не против такого расклада, против того, чтобы Мария выступала за Америку, высказываются почти все сильнейшие американские теннисистки, в том числе и Дэвенпорт, и сестры Уильямс.

Надо понимать при этом, что матч Кубка Федерации, на который не заявлена Шарапова, Россия проведет против сборной США! В такой ситуации для Марии, наверное, не выходить на корт – едва ли не лучший вариант. Но, пока она мечется между двух федераций, олимпийские ее перспективы начинают катастрофически таять. В прошлом году она не попала в Афины, не войдя в квоту сборной России. А через три года может таким же образом не попасть и в Пекин – ни российская, ни американская сборные могут не захотеть видеть ее в своих рядах. Может быть, стоит Марии подумать о каком-то еще гражданстве, не мене престижном, чем американское? А может, не о гражданстве, а о подданстве? Например, кто бы помешал Марии стать подданной Британской короны? Уж наверное, уимблдонская публика была бы в полнейшем восторге...

Нам же остается лишь вздыхать и приговаривать: "Хороша Маша, да не наша!" И вздохи наши будут тем более тяжкими, что все мы прекрасно понимаем: за Шараповой – теннисное будущее. Это потом за то, чтобы считать ее своей, будут бороться разные страны, как семь эллинских городов оспаривали честь считаться родиной Гомера. Пусть пока ее не берут к себе в компанию ни Мыскина с Дементьевой, ни Дэвенпорт с Уильямс. Будущее рассудит. А поражения в Большом шлеме... недаром говорят, что защищать достигнутое сложнее, чем достигать. В конце концов, у Шараповой еще есть в запасе Открытый чемпионат США, где у нее будет возможность продемонстрировать теннисной Америке все то, чего эта страна может лишиться. А Россия, похоже, уже лишилась. Жаль. Тихий ангел пролетает мимо.

Выбор читателей