Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Разумеется, рост обеспечен почти исключительно нефтегазовым сектором экономики. В 2004 г. в Азербайджане было добыто более 15,45 млн т нефти, 4,93 млрд кубометров газа. В этом году добыча увеличится: западные концерны без устали вкладывают средства в новые скважины, надеясь докопаться наконец и до "большой азербайджанской нефти", которая, по всем расчетам, скрывается где-то в районе месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ). В феврале этого года началась добыча на "Азери". Насколько "большой" окажется там нефть, пока неизвестно. Всего же, по оптимистичным оценкам, Азербайджан располагает 15% мировых нефтегазовых запасов (то есть, большими, чем запасы США и Северного моря), в числе которых 200 млрд. баррелей нефти.
В страну идут многомиллиардные инвестиции, подкрепленные сугубо политическими соображениями: Запад хочет контролировать ресурсы Каспия (как добычу, так и экспорт на мировой рынок), по возможности ограничив здесь влияние России и Ирана. И на этом фронте только что отпраздновали большую победу: под лозунгом "нероссийскому транзиту каспийской нефти – быть!" наконец достроили и запустили нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Конечно, далеко не факт, что на азербайджанском шельфе Каспия найдется достаточное количество нефти для заполнения этой трубы (которая может перекачивать 1 млн баррелей в день). Поэтому сейчас к проекту активно привлекают Казахстан. У него есть в запасе большое месторождение Кашаган, но его еще только предстоит разрабатывать. И вполне возможно, что нефть для БТД будут пока "перекидывать" с российского направления. В дальнейшем такая же ситуация может сложиться и в газотранспортной сфере: ведь планируется построить "альтернативный" газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум.
"Каспийские углеводороды – это инструмент для того, чтобы геополитически и экономически вывести Центральную Азию и Закавказье на мировые рынки, оторвать их от России и тем самым ликвидировать возможность постсоветской имперской реинтеграции", – пишет известный американский геополитик Збигнев Бжезинский. И вот сейчас этот инструмент пустили в дело.
Таким образом, Азербайджан оказался той картой, которую сейчас активно разыгрывают западные стратеги, а конъюнктура нефтяного рынка увеличивает его привлекательность для инвесторов. Правда, за исключением российских. Наш "ЛУКойл" чувствует себя там не в своей тарелке: он продал свою долю в проекте АЧГ (10%), отказался от разработки месторождений "Ялама" (80%), "Зых" и "Говсаны" (50%). А всего российские компании вложили в экономику Азербайджана, по некоторым данным, почти полмиллиарда долларов. Неужели скоро всем придется уходить? Что поделаешь, геополитика – вещь упрямая: Азербайджан постепенно прибирают к рукам США и Турция.
Но в целом за динамику его макроэкономических показателей можно не волноваться. Другое дело – как нефтяной бум отразится на социально-экономической ситуации в стране в целом, как будут работать нефтедоллары "на благо народа". Представитель Европейской комиссии в Азербайджане Антонио де Фриз, конечно, от души позавидовал нынешнему экономическому росту республики, но тут же предупредил о его нежелательных последствиях: "Европейский союз осознает важность экономического развития, и мы даже завидуем тому экономическому росту, которого нет в Европе, однако угроза "голландского синдрома" должна быть для вас сдерживающим фактором", – сказал он. А синдром это довольно известный: страну наводняют нефтедоллары, которые, однако, расходуются впустую, не создавая новых производств (не связанная с нефтью экономика тихо загибается), к тому же идет активный приток инвестиций в "нефтянку", увеличиваются зарплаты всех, кто имеет к ней хоть какое-нибудь отношение, и социальные выплаты, вследствие всего этого растут цены, инфляция и обменный курс национальной валюты, еще больше осложняя жизнь не-нефтяному производству... И так далее. Чтобы избежать подобного сценария, представитель ЕС настоятельно рекомендует азербайджанским властям разработать определенный баланс между расходами и инвестициями. Он полагает, что в какой-то момент придется выбирать между программами сокращения бедности и экономическим развитием, отдавая предпочтение последнему.
Однако, похоже, Азербайджан не внемлет этим рецептам: страна уже подцепила "голландскую болезнь", и теперь, на фоне нефтяного бума, она вовсю прогрессирует. Ильхам Алиев с гордостью сообщает о росте благосостояния населения (за I квартал этого года денежные доходы увеличились на 24%, а вклады в банках – аж на 52%), с удовольствием повышает размер минимальной заработной платы и приветствует новые инвестиции в нефтяную отрасль, которая и так уже производит более трех четвертей национального ВВП. А в это время с остальной экономикой творится неладное. Так, в прошлом году темпы роста в металлургии и коммунальном секторе сократились соответственно в 2,2 и 7,1 раза. А в пищевой промышленности – самой крупной из несырьевых отраслей, занимающей второе место по объемам производства после "нефтянки" – темпы роста падают аж с 2001 г., и с тех пор упали практически до нуля (0,1%). Притом что рост в ряде отраслей начался с уровня, равного 5-10% от того, что был достигнут во времена СССР.
И еще ладно, если бы "голландский синдром" принес облегчение хотя бы в социальном секторе. Так ведь нет: по оценкам Агентства энергетической информации США, по уровню ВВП на душу населения Азербайджан уступает даже Армении и лишь слегка превосходит Грузию. По американским данным, от 45-50% населения Азербайджана живет за чертой нищеты, и лишь 20% имеет доход, превышающий прожиточный минимум. Более 45% населения, в том числе значительная доля мужчин, покинули страну в поисках работы (свыше 90% выехавших – около 3 млн человек – находятся в России). Основная часть оставшегося населения Азербайджана сконцентрирована в районе Бакинско-Апшеронской агломерации, а в провинциях осталось жить менее 1 млн человек. Многие провинции практически опустели. До двух третей оставшегося на родине населения Азербайджана не имеет постоянной работы и существует лишь на средства, которые высылают им родственники, работающие за рубежом. Средняя зарплата тех счастливцев, которые все-таки где-то работают, составляет порядка $40. А в провинциях – даже в таких крупных городах, как Гянджа, Мингечаур, Али-Байрамлы, Шеги – тотальная безработица, антисанитария, разгул преступности. Подача электроэнергии является скорее исключением, чем правилом, случаются и перебои в газоснабжении.
При этом, по оценкам международных экспертов, Азербайджан является одним из мировых лидеров по уровню коррупции. Так, в обзоре, опубликованном Transparency International, он занимает 8 место в списке из 102 наиболее коррумпированных стран. А по мнению экспертов МВФ, коррупция в Азербайджане охватила все властные структуры и уже угрожает национальной безопасности. В частности, по этой причине МВФ отложил предоставление стране последнего транша в размере $119 млн по трехлетнему займу на сокращение бедности и стимулирование экономического роста. По оценке фонда, государственное руководство пока не смогло решить ни одной социально-экономической проблемы, а ситуация в стране близка к социальному взрыву.
Несмотря на рост добычи нефти и газа, уровень жизни в Азербайджане падает. Растущие финансовые ресурсы распределяются таким образом, что население практически не ощущает рост доходов от экспорта нефти. Весь доходный бизнес давно поделен и находится под контролем правящего клана. По данным турецкой газеты "Хюрриет", которую вряд ли можно заподозрить в предвзятом отношении к азербайджанскому режиму, всего за годы правления клана Алиевых из государственной казны исчезло не меньше $3 миллиардов. На 2005 г. государственный бюджет Азербайджана сверстан в объеме $2 млрд, основная часть из которых предназначена на содержание чиновничьего аппарата и силовых структур...
Некоторые эксперты уже не исключают того, что следующая "цветная революция" произойдет в Азербайджане. На это указывает и тот факт, что правящий клан предпринимает некоторые "меры безопасности": обсуждается возможность внесения изменений в конституцию страны, призванных сделать Азербайджан парламентской республикой. Таким образом, власть предержащие стремятся обезопасить себя от нежелательных итогов президентских выборов. И оппозиция уже тут как тут: особенно выделяется знаменитая партия "Мусават", под руководством которой независимый Азербайджан в 1918 г. был принят в Лигу Наций (правда, затем он "вошел" в состав СССР). Нынешняя оппозиция, естественно, вся сплошь прозападная – иначе успеха у предполагаемой революции не будет. А что думают по этому поводу на Западе? Конечно, тамошним нефтяным компаниям и потребителям "черного золота" вовсе не нужны революции в Азербайджане. Однако если народ просит революции, и есть "надежная" оппозиция – почему бы и не устроить небольшую такую революцию цвета нефти... Помнится, и на Украине, и в Киргизии накануне известных событий тоже планировался переход к парламентской республике.
Впрочем, мы смеем предположить, что в Азербайджане до этого не дойдет: нынешнюю власть оставят, хотя бы потому, что она и так достаточно прозападная, а из-за перманентной угрозой революции станет еще послушнее.
Политик ведет себя неприемлемо