Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Разумеется, ничего принципиально нового белорусские законодатели не изобрели: просто использовали ценный российский опыт из области партстроительства. В итоге требования, предъявляемые к политическим организациям в обеих странах, удивительно схожи. Ну а теперь, по мере необходимости, и нашим парламентариям, и их белорусским коллегам остается только добавлять отдельные штрихи. В России, напомним, увеличили численный ценз и ужесточили требования к финансовой отчетности. А также поставили над партиями еще одного финансового контролера: считать партийные деньги теперь будет еще и Центризбирком. Белорусского президента, судя по всему, сильно беспокоят миллионы, выделенные США на поддержку демократической оппозиции. Напомним: в апреле Комитет по ассигнованиям США признал "появление уникальной возможности для продвижения демократии в Белоруссии" и выделил $5 млн на поддержку демократической оппозиции. Не менее $2 млн из них должны быть направлены укрепление демократических политических партий в стране. (Для справки: на сегодняшний день в Белоруссии существует 17 партий, 5 из них – оппозиционные. С 1999 г. новых партий не регистрировали).
В итоге белорусским парламентариям пришлось срочно приводить законодательную базу в соответствие с декретом Александра Лукашенко об упорядочении использования безвозмездной иностранной помощи (согласно этому документу, любая спонсорская помощь общественными объединениями в обязательном порядке должна декларироваться). Спешка вполне объяснима: до очередных президентских выборов в Белоруссии осталось меньше года: по расчетам секретаря Центральной комиссии Республики Беларусь Николая Лозовика, они должны пройти не позднее 19 июля. И хотя Лукашенко обеспечил себе право баллотироваться на третий срок, уверенности в безоговорочной победе у него нет: кольцо разноцветных революций сжимается вокруг Союзного государства Белоруссии и России. Поэтому Белорусский лидер уже не раз публично приказывал КГБ перекрыть "каналы импорта демократии в Белоруссию". Там стараются: весной, например, государственные СМИ порадовали аудиторию сюжетом про курьера, задержанного на литовско-белорусской границе с $200 тыс., якобы предназначавшимися для оппозиции. Заметно обострилась шпиономания: буквально на днях МИД Беларуси приостановил деятельность польского фонда "Диалог". Как сообщили местные СМИ, под предлогом ведения чисто научных дел фонд был создан как прикрытие для разведывательной деятельности. Через него белорусских ученых приглашали в Польшу, а там вербовали.
Впрочем, помимо экспорта революции над Лукашенко нависла еще одна, не менее серьезная угроза: ставку на другого лидера могут сделать и в России. Где, во-первых, откровенно разочарованы темпами строительства Союзного государства. А во вторых, порочащие связи с "диктаторским" режимом Лукашенко наносят российским властям ощутимый репутационный ущерб, поскольку постоянно дают повод для упреков со стороны Запада. Тревожным сигналом для белорусского лидера должно было стать недавнее выступление на Совете по содействию развитию институтов гражданского общества при президенте России председателя СВОП Сергея Караганова. Который так прямо и заявил Владимиру Путину: в братской Белоруссии резко ухудшилась ситуация с правами человека и Россия больше не может закрывать глаза на происходящее. Тем более что в белорусских тюрьмах сидит огромное количество российских граждан, а родная страна этот факт игнорирует: депортации не добивается, консульские работники заключенных соотечественников не замечают... Российские СМИ закрывают – даже такие безобидные, как "Маяк". И вообще – Россия обязана вмешаться и хотя бы в силу взятых на себя международных обязательств "оказать давление на наших друзей". Иначе, если ситуация будет развиваться в том же направлении, отчаявшиеся граждане спровоцируют кровавые события, которые могут привести к серьезному политическому кризису.
Путин сухо пообещал "поговорить" на эту тему с Лукашенко, который как раз в конце минувшей недели случился в Москве с двухдневным визитом. Очень загадочный получился визит: президенты общались в закрытом режиме, по итогам переговоров с прессой не встречались, заявлений не сделали. Между тем российские аналитики все чаще упоминают еще об одном возможном варианте развития событий: реальное воссоединение России и Белоруссии позволит одним выстрелом убить сразу двух зайцев. Во-первых, решить проблему третьего срока для Владимира Путина, который получит возможность избраться президентом нового государства. Во-вторых, дать гарантии безопасности Лукашенко. Геополитическая выгода, которую принесет России этот союз, очевидна.
На карте может появиться новая горячая точка