Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Между тем последствия недавних трагических событий для российского туристического рынка можно будет оценить лишь спустя 2-3 недели. Именно столько времени, по словам отечественных туроператоров, потребуется на восстановление спроса, который, по данным Российского союза туриндустрии, за первые дни работы агентств упал на 40-50%. Правда, случаи отказов от уже забронированных, а тем более оплаченных туров, единичны, говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. В то время как в выходные взорванный курорт толпами покидали европейцы, российский воскресный чартер от "ВИМ-авиа" улетел полупустой – ни один из клиентов заказавшего рейс "Мострэвела" не выразил желания воспользоваться свободными креслами. Более того, в компанию "Пегас туристик" вообще поступило несколько заявок от находящихся в Шарме туристов с просьбой продлить пребывание на курорте. И только 6-10% оплативших туры россиян меняют египетские заявки на Турцию или Тунис, а то и просто Шарм на Хургаду. Ситуацию, сложившуюся сейчас на направлении, представители турбизнеса характеризуют как затишье. Однако никаких панических настроений не наблюдается, запланированные на август дополнительные рейсы отменять пока никто не собирается, и заметного падения цен ожидать также не следует, хотя бы потому, что летом они и так всего на 5-10% выше себестоимости, констатирует Ирина Тюрина. Конечно, если падение продолжится и приобретет угрожающие масштабы, хотельерам придется завлекать туристов и себе в убыток, но о таком варианте развития событий говорить преждевременно, полагает она.
"Бесстрашие" русских туристов давно стало притчей во языцех, но, кажется, им недолго осталось наслаждаться своей исключительностью в этом вопросе. Принято считать, что туризм в первую очередь страдает от геополитических факторов и природных катаклизмов. И это, конечно, правда. Но если раньше после сильных потрясений туристический рынок пострадавшего региона восстанавливался годами, то теперь на это уходит в худшем случае несколько месяцев. Так, например, тому же Египту после расстрела группы туристов в Луксоре в 1997 г. на возвращение к прежней жизни потребовалось порядка полутора лет, а прошлогодний осенний теракт в Табе забылся уже к новому году. Забвению, правда, сильно поспособствовало цунами в Юго-Восточной Азии с сотнями тысяч человеческих жертв. Но и об этом событии сегодня вспоминают все реже. А какой турист сегодня откажется ехать в Испанию из-за того, что прошлой весной взлетали на воздух поезда в Мадриде? И думают ли те, кто направляется в Китай или Гонконг, об атипичной пневмонии?
По большому счету, последним по-настоящему болезненным для мирового туризма бедствием стало разрушение Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, после которого отрасль приходила в себя несколько лет. Однако как финансовые рынки после 09/11 раз и навсегда заложили в цены угрозу терроризма и теперь на подобные новости реагирует довольно вяло, так и туризм, похоже, раз и навсегда смирился с тем, что безопасных мест на планете больше не существует. Просто осознание данного фактора к обычным людям приходит не так быстро, как к профессиональным трейдерам и финансистам. И поэтому пугливые европейцы пока что по-прежнему пакуют (или, наоборот, распаковывают) чемоданы, едва услышав информацию о терактах. Но чем чаще и напористей будут атаковать мир террористы, тем быстрее он привыкнет жить в условиях террора и перестанет реагировать на каждую новую атаку. Ведь именно привычкой жить "на фронтовой полосе" во многом объясняется пресловутый "фатализм" россиян. Какой смысл отказываться от отдыха в других странах "потому что там взрывают", когда с таким же успехом стать жертвой взрыва можно и в родном городе, и в собственном доме? "Как ни парадоксально, но получается, что туристы из нашей страны, являющейся экономическим аутсайдером среди государств – основных доноров турпотоков, моделируют реакцию мирового туристического рынка в качестве опережающей группы", – отмечает президент РСТ Сергей Шпилько. А если учесть, что расходы на отдых не являются жизненно важными, и в сложных ситуациях люди в первую очередь отказываются именно от этих трат, минимальное количество аннулированных туров даже после крупных терактов говорит о том, что потребность в путешествиях становится сильнее, чем страх перед террористами, резюмирует он.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету