На Рублево-Успенское шоссе везут гигантские наручники

Наиболее прогрессивные представители столичного арт-рынка уже который год осваивают просторы Подмосковья. Почившую "Арт-Клязьму" в этом году сменит культурное мероприятие в элитных Горках-10


Фото: aidan-gallery.ru



В последние годы считается правилом хорошего тона перестраивать здания заводов, электростанций и фабрик начала прошлого столетия в выставочные залы, предназначенные для показа современного искусства. Подобный подход вполне оправдан – огромные кирпичные монстры начала XX столетия на сегодняшний день вполне попадают в категорию "памятник архитектуры", хотя едва ли кто-нибудь из нуворишей захочет приобрести подобную махину под личный особняк. С другой стороны, гигантское внутреннее пространство и большие окна вполне соответствуют требованиям современных художников. Не случайно новый выставочный зал ГЦСИ, переделанный из предприятия по производству осветительных приборов, был встречен на ура. Подобных примеров немало во всем мире: лондонская электрическая подстанция была реконструирована для Tаtе Modern Gallery (арх. Херцог и Де Мюрон), производственные цеха завода "Фиат" превратились в Центр исполнительских искусств и выставок Линготто (арх. Пиано), заброшенный берлинский вокзал стал Музеем современного искусства (арх. Кляйхус) и так далее.

Москве в этом смысле повезло – практически полное отсутствие какой-либо модернизации дореволюционных заводов и фабрик позволило промышленным зданиям столетней давности неплохо сохраниться в первозданном виде до наших дней. Сегодня большинство из них, позабытые и позаброшенные, только и ждут своего часа, мечтая, подобно Золушке, превратиться в модный культурный центр.

Несмотря на то, что спасти все подобные памятники архитектуры абсолютно нереально, отважные кураторы и дизайнеры пытаются привлечь внимание общественности хотя бы к наиболее крупным и интересным объектам. Первым номером в списке стоит знаменитая Даниловская Мануфактура.

Даниловская Мануфактура – памятник промышленной архитектуры XIX в., в настоящее время пребывает в удручающем состоянии. Однако ее масштаб, значительная территория с прилегающим парком, местоположение с выходом на набережную Москвы-реки и, наконец, решение о ее реконструкции – все это дает перспективу создания в Москве нового центра художественной активности российского, а быть может и международного масштаба.

Решать насущные проблемы и строить грандиозные планы собираются всем миром. По этому поводу в Москве проходит международный семинар, на который слетелись лучшие дизайнерские силы Парижа и Филадельфии. По мнению организаторов, главной задачей семинара является "создание идеальной модели будущего Арт-Спейса, обеспечивающей не только самоокупаемость, но и возможность развития, как всего комплекса, так и его отдельных художественных инициатив".

Разумеется, семинар – мероприятие сугубо специальное, предназначенное исключительно для посвященных. Зато выставка проектов семинара в Центре дизайна ARTPLAY будет доступна всем желающим.

В то время, как крупнейшие дизайнеры всего мира пытаются создать адекватное пространство для российского современного искусства, отчаявшиеся художники тщетно пытаются стать ближе и доступнее зрителю. Пока в Москве отсутствует соответствующий культурный центр, выставлять свои работы приходится прямо на улице. С этой целью наиболее прогрессивные представители столичного арт-рынка уже не первый год осваивают бескрайние просторы Подмосковья.

Правда в нынешнем сезоне любителем загородных культурных прогулок придется резко сменить направление: полюбившаяся народу "Арт-Клязьма" приказала долго жить. Зато в сентябре зрителей ждет свежее мероприятие, получившее название ARTПОЛЕ. Проект, возникший по инициативе галереи Айдан, расположился чуть ли не на самом престижном подмосковном участке – на Рублево-Успенском шоссе, в элитных Горках-10. Как и почившая "Арт-Клязьма", новый фестиваль стремится привлечь внимание зрителя к современной крупногабаритной скульптуре, а также предложить нестандартное решение пространственно-художественных задач. Среди тридцати экспонатов ARTПОЛЯ будут и гигантские наручники, и легендарный Парфенон, собранный из березовых поленьев, и художественные груды металлолома, и даже загадочный "Квадратный мяч". В фестивале участвуют К.Звездочетов, А.Макаревич, А.Савко, Л.Бруни, А.Политов, Р.Тавасиев и другие известные художники.

Выбор читателей