Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Отношения Польши и России на государственном уровне находятся не в самом лучшем состоянии. Наверное, это еще не кризис, но ситуация довольно напряженная", - признает Бартош Чихоцки, эксперт польского Центра восточных исследований. А иные наблюдатели даже называют нынешнюю ситуацию новой русско-польской войной.
С этими малоприятными явлениями и тенденциями выгодно контрастирует, пожалуй, только состояние экономических отношений России и Польши. Бурно растет товарооборот: за прошлый год он увеличился на четверть, причем польский экспорт и того больше - на 90%. Правда, составляет он менее трети от общего объема товарооборота, который в нынешнем году, как ожидается, достигнет $13 миллиардов. Если, конечно, на торговле не скажутся политические и дипломатические неурядицы. Помнится, недавно на фоне обострения отношений с Латвией в России появился лозунг: "купил рижские шпроты – помог ветеранам СС", который ухудшил показатели товарооборота.
Однако с Польшей у нас все не настолько запущено: опросы показывают, что три четверти поляков поддерживают идею расширения экономического сотрудничества с Россией, да и в РФ примерно такой же процент населения в целом симпатизирует Польше. Остается надеяться, что прагматизм возобладает, ведь Польша является для России восьмым по значимости торговым партнером, а Россия для Польши – третьим.
Что касается инвестиций, то здесь успехи более скромные, чем в торговле. Польские капиталовложения в России оцениваются всего в $85 миллионов. Это, конечно, совсем негусто: даже в Украину поляки вложили более $200 млн, в Венгрию - $300 миллионов. Но тут ничего не поделаешь, это вопрос инвестиционного климата, а также политических симпатий власти и бизнеса. Зато наши инвесторы (в основном, конечно, сырьевики) не дремлют: они вложили в Речь Посполитую свыше $1,3 миллиардов. Прибрать к рукам тамошний ТЭК, как в Прибалтике, конечно, не удастся, но все же это сближает интересы двух стран.
И, что самое приятное, несмотря ни на какие политические и дипломатические конфликты, цифры растут. Надежду вселяет то, что в развитии сотрудничества заинтересованы сейчас обе стороны. Ведь для России Польша – это важное транзитное звено на торговом пути в Западную Европу, а также бывший партнер по СЭВ, сохранивший навыки и интерес к бизнесу с "обломками" СССР. На недавнем заседании межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества был очерчен круг приоритетных двусторонних проектов, большинство из которых оказались связаны с транзитом. Это вывод на проектную мощность первой очереди газопровода "Ямал-Европа" (а также возможность строительства его второй "нитки"), транзитное соглашение по нефти, строительство железнодорожного терминала в польском Славкуве (новая западная оконечность нашего Транссиба). Как ни крути, но Польша (в "цепочке" с Белоруссией, конечно) – наши главные ворота в Западную Европу.
А для Польши Россия – необъятный рынок, куда можно направлять продукцию, не пришедшуюся ко двору внутри ЕС. Например, сельскохозяйственные товары: в Западной Европе и своих хватает, зато субсидии ЕС дают теперь польским фермерам дополнительное ценовое преимущество на восточных рынках. Поэтому неудивительно, что, например, польская фирма Hortex заняла 50-процентную долю рынка замороженных овощей в России. Впрочем, Польшу в определенной степени интересует и наша техника: она традиционно закупает у нас кое-какое оборудование и машины. Сейчас на очереди – вагоны для метро и вертолеты. Кроме того, с участием России предполагается развивать в Польше атомную энергетику (конечно, если Брюссель разрешит).
И, наконец, о главном и самом больном. Отнюдь не вертолеты составляют основу польских закупок в России. Нефть и природный газ – вот главные статьи импорта. Несмотря на давно проводимую политику диверсификации источников импорта углеводородов, доля российского газа в Польше составляет 80-90%. И это, разумеется, вызывает в Варшаве негодование: так сильно зависеть от русских в вопросах энергоснабжения полякам кажется ничуть не лучшим, чем входить в состав Российской империи! Однако пока с этим ничего не поделаешь: в Евросоюзе лишнего газа нет и в ближайшее время не предвидится. На каспийский газ (с месторождения "Шах-Дениз"), под который уже строится труба через Турцию, тоже надежды немного, поскольку очень много желающих. А снабжаться из других, более удаленных регионов, – экономически нецелесообразно. Остается вооружиться прагматизмом и стоически переносить свою энергетическую зависимость от москалей.
Впрочем, определенные надежды в этом смысле поляки связывают с расширением транзита: если Россия будет перекачивать существенные объемы своих углеводородов через Польшу, то ей уже можно будет ставить встречные условия. Как-никак, появится взаимозависимость. Тут и обе "нитки" газопровода "Ямал -Европа" пригодятся, и нефтепровод Одесса-Броды -Гданьск (по которому можно и российскую нефть качать), пущенный, наконец, в "правильном" направлении.
Правда, с газовым транзитом одна незадача приключилась: этой весной "Газпром" договорился с немцами о строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ), который должен пройти по дну Балтийского моря, минуя Польшу, прямиком в Германию. Поляки тогда не на шутку обеспокоились: тут же начали кричать о "газовом окружении Польши", даже сравнили российско-германское соглашение с пактом Молотова-Риббентропа (потеря контроля над транзитным газовым потоком для них, очевидно, равносильна потере независимости). Однако в "Газпроме" их успокоили: дескать, строительство СЕГ никак не скажется на перспективах газопровода "Ямал-Европа", поскольку эти трубы будут "питаться" из разных источников ("Ямал-Европа" - от месторождений на территории Ямало-ненецкого автономного округа, а СЕГ – от арктических). Таким образом, замышляя строительство СЕГ, "Газпром" не ищет альтернативы, а просто хочет уменьшить "страновые риски", ведь в настоящее время весь российский газ поставляется в Западную Европу через множество посредников, в число которых неизбежно входят Белоруссия и Украина. А это, как показывает практика, те еще "транзитеры"... Пусть хоть частично газ идет напрямую – тогда и разговаривать с ними будет проще. Причем к Польше это не относится: проект СЕГ предусматривает возможность сооружения ответвления в ее сторону. Так что газ будет.
Однако все эти аргументы Варшаву не убеждают: там затаили на Россию очередную обиду... Причем обиделись заодно и на Германию. Лидер польской оппозиции Ян Рокита, который после осенних парламентских выборов, возможно, станет новым премьером, заметил: "Энергетическая политика немецкого федерального канцлера не соответствует польским интересам. Верные и лояльные партнеры так себя не ведут". Ну, немецкие канцлеры приходят и уходят (нынешний сделает это довольно скоро), а вот Россия, к сожалению, остается.
И, очевидно, у России с Польшей всегда найдется повод для взаимных претензий и обид, несмотря ни на какие экономические перспективы. Казалось, после вступления Польши в ЕС дела пойдут лучше: старая и мудрая Европа вразумит и помирит двух заносчивых "заклятых друзей". Но куда там! Теперь Варшава (заодно с прибалтами) успешно настраивает Брюссель против Москвы, а та вносит сумятицу в ряды Евросоюза, контактируя не столько с властями ЕС, сколько с дружественными ей Германией, Францией и Италией. Ну разве это дело? А вопрос, видимо, в том, что обе страны продолжают мыслить имперскими категориями: православная Россия и католическая Польша по-прежнему ожесточенно борются за Украину, Белоруссию и Литву. Поэтому они плохо переносят превосходство противника в чем-либо. И не так уж важно, что от обеих империй остались одни воспоминания. Они-то и не дают покоя.
Стало известно, что творили украинские девушки