Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
фото: AP |
Мотивация перемены его решения выглядела, мягко говоря, неубедительно. "В настоящее время некому развивать политические процессы, которые могут дать результаты, ожидаемые людьми", – заявил Касьянов. Пояснив, что речь идет о сворачивании демократических свобод, ухудшении экономической и социальной ситуации, он констатировал, что, дескать, "ничего не делается для преодоления этих трех проблем". Если учесть то, что чуть более недели назад Путин обозначил ключевой вопрос государственной политики – "существенное повышение качества жизни граждан России" – и обнародовал план действий в этой связи, данный аргумент Касьянова кажется своего рода домашней заготовкой, сделанной задолго до вчерашнего выступления. Впрочем, как-то мотивировать свои намерения все равно пришлось бы – недаром столько времени наблюдатели угробили на обсуждение президентских амбиций Михаила Михайловича. Отказ от этой затеи на нынешнем этапе был бы немедленно расценен как малодушие. Но и в искренности желания Касьянова стать президентом – судя по прочим его высказываниям – можно сильно усомниться.
Высказываясь на тему возможных революционных сценариев в России, Касьянов отметил, что предпосылок к революции в стране нет, хотя население еще не полностью разобралось с теми проблемами, которые сегодня существуют в повседневной жизни людей. "Я против революционного развития", – заявил экс-премьер и, указав на "плохой социальный климат", из-за которого "многие люди не видят будущего", попутно отметил "нормальное состояние экономики" в России (что не сильно увязывается с ранее обозначенным им же тезисом об "ухудшении экономической ситуации", послужившим одним из стимулов заявить открыто о президентских амбициях). Впрочем, характеризуя революцию как некое зло, Касьянов поступил дальновидно. Как известно, некоторые политологи убеждены в том, что Касьянова толкает вперед "партия олигархического реванша" – Березовский и Невзлин, которые используют его политический потенциал на случай кризиса в стране. Своим вчерашним высказыванием экс-премьер подчеркнул, что не видит себя в этом гипотетически возможном сценарии.
А вот почему не видит, стало понятно дальше. Пожалуй, самое замечательное признание Касьянова состояло в том, что он не станет отвечать категорическим отказом, если Путин предложит ему вернуться в свою команду. "Нам нужно будет выверить все позиции, то есть сделать то, что мы сегодня делаем с лидерами демократических партий. То же надо будет сделать и в таком случае – выверить все позиции, понять, что он хочет, о какой работе идет речь", – заявил Касьянов. И вообще Путин в первые 3,5 года своего президентского срока проводил верную политику, а затем взял ошибочный курс (имеется в виду "ЮКОС"). Но в будущем президент, хоть и не является демократом ("То, что сегодня происходит, антидемократично"), не станет менять Конституцию и не пойдет на третий срок, убежден Касьянов. Примерно то же самое говорят путинские пиарщики. Но тут, чтобы не выглядеть до непристойного лояльным, Михал Михалыч добавил свою ложку дегтя: мол, досрочные выборы в России – это "очень вероятный сценарий, по крайней мере, досрочные выборы в парламент". "Я считаю, это вполне логично. Сидеть и ожидать у моря погоды не очень естественно для руководства. Почему надо ждать 2007 г., когда сегодня все под контролем? Почему бы не завершить?", – заметил экс-премьер.
Реверансы в адрес Путина можно воспринимать как откровенный намек власти, в свое время не уделившей отставнику должного почета. Дескать, еще есть шанс все исправить – пока дело не зашло слишком далеко и у объединенной оппозиции не появился новый мощный лидер. По прогнозам экс-премьера, коалиция демократических сил может быть создана в начале будущего года. Сам Касьянов, по его признанию, "занимается попытками объединения демократических сил", проводит встречи с лидерами демократических политических партий и движений, обсуждает с ними их политическую позицию и уверен в успешности предпринимаемых усилий по объединению. По итогам своих встреч с оппозицией Михаил Михайлович испытывает "абсолютный оптимизм": внутри оппозиции существуют "неглубокие разногласия", которые можно преодолеть (очевидно, имеются в виду те самые "неглубокие разногласия", которые СПС и "Яблоко", например, не могут преодолеть уже второй десяток лет). Главное, по его словам, "у всех у них есть желание сделать Россию лучше на основе демократических принципов".
"Касьянов после своей отставки оказался не востребован – ни в госаппарате, ни в бизнесе (государственном или частном). Сама отставка произошла без какого-либо внешнего политеса (так что для бизнес-структур близкое сотрудничество с Касьяновым еще до его занятий политикой было слишком рискованным делом). Куда ему идти, как не в политику!" – заявлял ранее "Yтру" политолог Алексей Макаркин. Тогда же он предположил, что Касьянов, понимая, что шансы стать президентом в 2008 г. для него ничтожно малы, рассчитывает на длительную перспективу: "Оппозиционные силы рассчитывают на то, что на каком-то этапе произойдет ослабление режима. Это может быть связано и с внутренней конкуренцией в самом режиме, и с изменением мировой конъюнктуры нефтяных цен, и с другими показателями. Вряд ли что-то произойдет до 2008 г., но игра идет на длительную перспективу".
Соответственно, вчерашние заявления дают основания предположить, что Касьянов стал реалистом и предпочтет синицу в руке. Каков формат "синицы", Михаил Михайлович, правда, не уточнил (если не считать кресла Путина – но это в контексте прочих высказываний экс-премьера, скорее, можно воспринимать или как шутку, или как предложение обратить на себя внимание в качестве возможного "официального" преемника), зато сказал, чем точно не хочет заниматься. Поддерживая выдвижение Михаила Ходорковского в качестве кандидата в депутаты Госдумы на дополнительных выборах 4 декабря этого года, Касьянов, тем не менее, считает нецелесообразным собственное участие в федеральных думских выборах. И уж тем более не видит смысла опускаться на уровень ниже: "Я не считаю для себя необходимым заниматься работой в Мосгордуме", – гордо заявил экс-премьер.
Женщины опасаются действия властей