Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Нужно, конечно, порадоваться высокому месту нашей страны в этом списке, однако может случиться так, что 2004 г. навсегда останется для России самым успешным годом в продаже вооружений. К сожалению, для подобного вывода есть множество причин.
Основная – это очень узкий рынок продаж ВиВТ, на котором приходится действовать России: 80% ее оружейного экспорта приходится на долю всего двух стан – Китая и Индии. Несмотря на то, что это сотрудничество носит крупномасштабный и динамичный характер, существуют вполне обоснованные опасения, что оно продолжит расти такими темпами, как и раньше. Дело в том, что насыщение рынка этих стран российским оружием уже практически наступило.
Сужению российского оружейного рынка способствует и то, что Россия пошла на передачу лицензий на производство ВиВТ. Еще в 1949-1962 гг. Китаю было передано безвозмездно 650 лицензий на производство вооружения и военной техники. А сегодня Китай и Индия будут производить по лицензии уникальные самолеты Су-27, их модификации и авиадвигатели к ним, танки Т-90С, которых в достаточном количестве нет еще на вооружении российской армии. По утверждению главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова, Россия пытается таким образом "завязать на себя" индийское и китайское министерства обороны и их оборонную промышленность. "Вряд ли американцы будут готовы на такой уровень отношений с этими странами в области высоких технологий", – подчеркнул Чемезов. Действительно, Штаты разумно предпочитают продавать исключительно готовые образцы ВиВТ даже своим союзникам по НАТО.
В последнее время увеличилось количество претензий со стороны ряда зарубежных стран к качеству поставляемого российского ВиВТ. Несмотря на то, что эта проблема возникла не вчера, решить ее не удалось до сих пор. В СССР лучшим полигоном для испытания оружия отечественного производства были собственные вооруженные силы, в которые регулярно поступали новые танки, самолеты, ракеты, стрелковое оружие. Их качество проверялось в боевых учениях и в локальных военных конфликтах, в которых наша держава активно участвовала. Только после этого советское вооружение шло на экспорт. Сегодня в российской армии новое ВиВТ можно пересчитать по пальцам. Это связано с развалом ВПК, отсутствием финансирования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), низкой зарплатой специалистов. Более того, даже увеличение на 20% военных расходов, заложенное в бюджете 2006 г., не повлияет на закупки новых ВиВТ для армии и флота. По утверждению заместителя руководителя управления начальника вооружений Вооруженных сил РФ по науке генерал-лейтенанта А.Рахманова, этому помешает рост инфляции и общее повышение цен на ВиВТ. Более того, средства от увеличения финансирования пойдут не на приобретение новой техники, а на модернизацию существующих вооружений и продление сроков его эксплуатации, отметил генерал.
Эффективной продаже российского оружия мешает существующая до сих пор жесткая конкуренция между производителями, а также производителями и экспортерами отечественного оружия на международном рынке. Менеджеры по продаже МиГ-29 интригуют против менеджеров АКХ "Сухой" и Су-27; Минобороны РФ и предприятия, имеющие право вести внешнеэкономическую деятельность, – против "Рособоронэкспорта". Дело в том, что российское Минобороны имеет право самостоятельно поставлять ВиВТ, минуя "Рособоронэкспорт", однако при этом цены на вооружение оказываются значительно ниже тех, по каким оно продается на мировом рынке. Так, например, боевые истребители Су-27 Минобороны продает дешевле в два раза, а танки Т-64 – почти в шесть раз. Предприятия, имеющие возможность продавать оружие за рубеж, не хотят платить "Рособоронэкспорту" роялти (5-10%) за посредничество, хотя порой они остаются внакладе, поскольку специалисты по продажам в "Рособоронэкспорте" гораздо квалифицированнее и знают конъюнктуру рынка.
Россия постоянно сталкивается с конкуренцией на рынке вооружений как со стороны стран СНГ – Украины, Белоруссии, Грузии, так и стран Запада – Франции, Великобритании, США. Первые, несмотря на ряд договоренностей, по-прежнему предлагают демпинговые цены на продажу оружия и модернизацию ВиВТ. Грузия, например, планирует модернизировать 20 штурмовиков Су-25 для ВВС Болгарии. Самолеты будут доставляться в разобранном виде на территорию Грузии воздушным и морским путем; после их доставки грузинские специалисты совместно с инженерами израильской компанией "Элбит" заменят радиоэлектронное оборудование штурмовиков. Вторые вторгаются на традиционные российские рынки. Например, недавно США предложили Индии модернизированные ракетные комплексы Patriot, предназначенные для уничтожения тактических, баллистических и крылатых ракет. Кроме того, контракт предусматривает поставку запчастей и подготовку технического персонала. Америка также планирует поставлять индийским ВВС многоцелевые американские истребители F-16 и F-18. Скорее всего, эти поставки будут выполнены, поскольку США и Индия в прошлом году подписали соглашение об установлении стратегического партнерства, предусматривающее упрощение процедуры контроля над экспортом в Индию американских технологий и оборудования, в том числе военного назначения. А с Францией Индия планирует в ближайшее время подписать контракт на сумму в 2 млрд евро о создании предприятия по совместному производству подводных лодок класса Scorpene, которые придут на смену десяти стоящим на вооружении российским субмаринам проекта 877 "Варшавянка".
Россия до сих пор не уделяет должного внимания послепродажному обслуживанию и ремонту ВиВТ. Эти услуги в разные годы по разным источникам не превышали $100-130 млн (в 2004 г. – $400 млн), хотя потенциальная цифра продаж по этим позициям может достигать $1-1,5 миллиардов. Несмотря на то, что такие услуги могли бы оказывать 14 предприятий российского ВПК, активно на международном оружейном рынке действовали только половина из них.
Однако самая главная проблема состоит в том, что в ближайшие три-пять лет в России будет исчерпан еще советский задел по имеющимся оборонным технологиям и НИОКРам. По утверждению отечественных экспертов, в настоящее время только четверть отечественных оборонных технологий близка к мировому уровню, еще 30% приближаются к нему. По остальным технологиям Россия намного отстает от мирового уровня. Поэтому неудивительно, что за рубежом уже летают прототипы истребителей пятого поколения, а у нас нечего предложить даже отечественным ВВС.
Нельзя сказать, что руководство страны ничего не знает о данных проблемах. Недавно президент подписал указ "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской федерации с иностранными государствами". По сообщению пресс-службы Кремля, содержащиеся в указе нововведения призваны "повысить привлекательность для иностранного партнера российского рынка вооружений и авторитет российских поставщиков". В документе предусмотрены меры по устранению факторов, сдерживающих оперативность и гибкость процесса поставок ВиВТ, основным из которых является избыточное количество ступеней согласования в ходе принятия решений. Также устранению подлежат и прочие противоречия, что должно привести к изменению структуры продаж ВиВТ, уменьшению авиационной составляющей и увеличению продаж систем ПВО, боевых кораблей и другой военной техники.
Для того, чтобы выжить, российскому ВПК необходимо искать новые рынки вооружений, активнее вторгаться туда, где нас не ждут, например, на рынок Латинской Америки, а также предлагать свое вооружение странам - членам НАТО. Последнее уже происходит. Так, например, Россия предложила Турции несколько конкретных проектов в военно-технической сфере: выпуск в этой стране российской бронетехники и бронеавтомобилей "Тигр"; производство для нужд Министерства обороны Турции систем бронебойного противотанкового оружия; реализация совместных проектов по выпуску поисково-спасательных судов; реализация совместных космических проектов военного назначения. Сейчас никто не может предсказать, как сложится судьба "турецкого проекта". Однако совершенно ясно, что если Россия наконец не возьмется за модернизацию процесса продаж ВиВТ, то уже в ближайшие годы ей суждено будет скатиться на уровень второстепенного продавца на этом рынке.
Люди могут угодить под статью, если купят противоправный материал