Тихие радости Пола Маккартни

Последний студийный альбом Маккартни оставляет двоякое впечатление. Сэр Пол отказался от большинства наворотов в пользу спокойных песен о мужском счастье, в его исполнении звучащих очень мягко и тепло




Paul McCartney – "Chaos & Creation In The Backyard" (2005)
Сложно писать о новой работе человека, песни которого при жизни стали классикой. Понятно, что те, кому этот человек интересен, пойдут и купят пластинку безо всяких рецензий; и напротив – тех, кому его творчество безразлично, уговаривать просто бессмысленно. Конечно, можно абстрагироваться от того, что для целого поколения слушателей Пол Маккартни – как в составе "Битлз", так и соло – один из наиболее чтимых и любимых музыкантов ХХ века. Можно также не упоминать лишний раз о том, что сэр Пол – счастливый муж, отец и рыцарь с персональным состоянием около 760 млн фунтов. Все это к достоинствам или недостаткам данного релиза отношение имеет лишь косвенное. Теперь собственно о пластинке: впечатление она оставляет двоякое. Во-первых, настораживает отсутствие вокала – того, что был не то чтобы 15 лет назад, а даже еще в 2000 году. Если вы ждете "мясного" звука, какой был на "Flaming Pie", то, скорее всего, испытаете разочарование; если рассчитываете на аранжировки времен Wings, придется вас снова огорчить. Сэр Пол отказался от большинства наворотов в пользу простых радостей: тихих и спокойных песен о мужском счастье, в его исполнении звучащих очень мягко и тепло. По давней традиции партии всех инструментов были исполнены самим автором; продюсером альбома Маккартни пригласил Найджела Голдрича, известного своими работами с Беком и группой Radiohead. Получился аккуратный, не лишенный глянца альбом с оглядкой на современные тенденции музыкальной моды. Но относиться к этому диску, как к абстрактному творению величайшего поп-идола, не получается – слишком уж он, диск, хорош.
(*****)


Sigur Ros – "Takk..." (2005)
Sigur Ros – это квартет исландских парней, который, вместе с Бьорк и GusGus, составляет тройку главных исландских музыкальных достояний. "Takk…" – уже четвертый альбом этих героев авангарда и, возможно, наиболее достойный внимания. Раньше они пели на своем собственном придуманном наречии (языке страны надежды, как они сами его называли); с переходом на родной исландский их песни приобрели более легкую для восприятия форму. Невероятно сильные и одновременно очень нежные мелодии пробирают едва ли не до слез – настолько мощное воздействие оказывает эта музыка. Композиции "Glosoli" и "Saeglopur" – абсолютные шедевры диска. И хотя, не зная языка, невозможно понять, о чем поет фронтмен группы Йон Тор Биргиссон, не почувствовать высокого эмоционального напряжения его песен сможет только глухой.
(*****)


Charles Aznavour – "Insolitement votre" (2005)
Аккурат к своим гастролям в России легенда французского шансона Шарль Азнавур выпустил пластинку с новой программой, что само по себе довольно редкое явление среди артистов, которым перевалило за восемьдесят. Изначально песни, вошедшие на диск "Insolitement votre", были написаны для мюзикла "Lautrec", который был запущен в 2000 г. в Лондоне. Это отчасти объясняет непохожесть нового материала на все то, что делал Азнавур раньше, – здесь гораздо больше классической эстрады и практически отсутствуют меланхоличные мотивы. Помимо номеров, исполняемых самим маэстро, в альбом вошли дуэты Азнавура с Хелен Сегара, Исабель Булэй, Майрой Андраде и Сержем Лама, а также песни других артистов, принимавших участие в постановке, – Анни Корди, Лио и других.
(****)


The Punkles – "Punk!" (2002)
Задорная четверка из Гамбурга, вечные коллеги-соперники другой эпитафии "Великой Четверки" под названием Beatallica. Но если Beatallica избрали для своих "шедевров" стиль "Металлики" и принялись немного варьировать оригинальные тексты, чтобы те больше походили на хэви-металлические, то The Puncles почти ничего менять не стали, а просто возвели в культ всех панков от Sex Pistols до Ramones – и переиначили любимые битловские песни в панковской манере. Конечный результат их трудов реально способен поднять настроение, но отнюдь не во всех случаях: у The Beatles есть песни, которые можно сыграть в "тяжелом" ключе, но такая аранжировка не выиграет у оригинала. Так, "Fast Four" довольно слабенько выглядят в номерах "Michelle" и "All My Loving". Но вот остальные треки – а всего их на диске 16 – могут стать подарком для любого битломана. Правда, при наличии у последнего нормального чувства юмора.
(****)


Spock's Beard – "Gluttons For Punishment: Live in '05" (2005)
На обложке свежайшего концертного альбома ведущих калифорнийских прог-рокеров можно различить в лучах прожекторов пять фигур музыкантов – в то время, как вот уже почти 3 года Spock's Beard официально работают в формате квартета. Это никоим образом не галлюцинация и не полиграфический брак; но и радость фанов по поводу внезапного возвращения в группу ее главного "экса" Нила Морса будет преждевременной. Просто барабанщик Ник Д'Вирджилио, с момента записи "Feel Euphoria" с успехом совмещающий в студии свою "основную" работу с обязанностями вокалиста, в "живых" выступлениях решил сохранить за собой амплуа полноценного фронтмена – это его силуэт с микрофоном просматривается на переднем плане. А барабанить пригласили "гостя" – Джимми Кигана. Напрашивающаяся параллель с Genesis представляется тем более уместной, если вспомнить, что звучание последнего студийника SB "Octane" (составляющего основу данной концертной программы) тяготеет к ранним работам пионеров британского арт-рока.
(***)


DGM – "Misplaced" (2004)
Как гласит рекламный стикер, данная – пятая – работа "талантливых итальянских прогрессоров" по многим параметрам достойна звания лучшей в их собственной дискографии. Тот же стикер нахально утверждает, что неоклассический progressive metal, представленный на пластинке, является европейским ответом на Symphony X и Dream Theater. Что по-своему радует: 10 лет назад эта группа, ведомая гитаристом Диего Реали (единственным на сегодня участником оригинального состава) довольствовалась в своем творчестве тривиальным speed-power-metal и ни о каком симфонизме не помышляла. В то же время, обладая заметной схожестью композиционных структур (особенно сие справедливо в отношении Symphony X), музыка итальянского квинтета, при всей ее виртуозности, обнаруживает также слишком много общего с мелодичным хард-н-хэви европейского толка, и прежде всего, германского (с группой Акселя Р.Пелла в частности)...
(***)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1,2,3), "CD-Maximum" (6) и концерном "Группа Союз" (4,5).

Выбор читателей