Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Middle East Online |
Гибель Гази Канаана стала сенсацией дня и в арабском мире, и в Европе, и в США. Этот человек находился в эпицентре грандиозного международного скандала, в который, помимо самой Сирии, были вовлечены Ливан, Израиль, США и ряд структур ООН. Именно Гази Канаана считали одним из главных подозреваемых в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, который выступал против вмешательства Сирии в дела его страны. Харири был взорван в своем автомобиле в феврале этого года, вместе с ним погибло 20 человек. Общественное мнение Ливана тогда однозначно сочло именно Сирию организатором или, по крайней мере, вдохновительницей этого преступления, а Канаана, который с 1982 по 2002 гг. возглавлял сирийскую разведку в Ливане, – главным заказчиком и возможным исполнителем этой акции. Возмущение ливанцев оказалось столь единодушным, что власти Сирии приняли спешное решение вывести свои военные контингенты и службы безопасности из центральных районов Ливана и долины Бекаа. И хотя президент Башар Асад решительно отвергал причастность своего государства к теракту, международная комиссия ООН по его расследованию сосредоточилась на допросах именно сирийских должностных лиц, преимущественно из военного и разведывательного ведомств.
В числе семерых высокопоставленных подозреваемых фигурировал и Гази Канаан. Две недели назад он дал показания комиссии Мелиса и через пару дней должен был быть допрошен вторично. А уже 21 октября, как ожидалось, окончательные выводы следователей ООН лягут на стол Кофи Аннана. В случае, если бы следователи установили причастность сирийцев к убийству Харири, Сирию неминуемо ждали бы санкции ООН. В этот момент Гази Канаан расстается с жизнью, а значит, следователи лишаются важного свидетеля, возможно, даже ключевой фигуры в этой темной истории.
Гази Канаана считали одним из самых могущественных людей в стране. Поговаривали, что его побаивается даже президент Башар Асад. Двадцать лет Канаан возглавлял в Ливане сирийскую военную разведку, опутав своей сетью политическую, военную и административную системы этой страны. Ничто в Бейруте не происходило без ведома Канаана, который знал, кого нужно подкупить, от кого избавиться, кому пригрозить.
Решение о выводе сирийских войск стало для Канаана, к тому время уже назначенного главой МВД, сильным ударом. Рушилось дело, которому он отдал большую часть своей жизни. Именно тогда, зимой – ранней весной 2005 г., по Дамаску поползли слухи о якобы предпринятой Гази Канааном и его преемником на посту главы сирийской разведки в Ливане генерал-майором Рустом Газале попытке свергнуть президента Асада. Эта информация впоследствии не подтвердилась, хотя многие не исключали вероятности возникновения серьезных трений между главой государства и его непреклонным министром.
Второй удар по главе МВД был нанесен минувшим летом, когда в отношении него и все того же Газале США приняли решение о замораживании их активов и запрете для своих граждан заключать с указанными лицами какие-либо сделки. Эти действия Вашингтона могли означать лишь одно: Гази Канаан признан виновным в убийстве Рафика Харири. До сих пор не ясно, кто выводит следователей ООН на след заказчиков этого преступления. По одной из версий, самой достоверной информацией как всегда обладает израильский Моссад. По другой, Канаана сдали люди из его ведомства, тайно связанные с находящимися в изгнании лидерами сирийской оппозиции, с целью общей дестабилизации власти. Третья версия имеет чисто восточный "привкус": своего министра мог сдать чиновникам ООН сирийский президент. Асад готов пойти на многие уступки, лишь бы не стать очередной мишенью для США, что он и доказал, выведя в рекордные сроки сирийский контингент из Ливана. С другой стороны, влиятельный и сильный Канаан мог представлять для молодого Асада известную угрозу, которую следовало нейтрализовать.
Сам глава МВД Сирии до последнего отрицал свою причастность к убийству Рафика Харири и к другим громким нераскрытым преступлениям в Ливане (например, к убийству в июне этого года экс-главы компартии Ливана и противника Сирии Джорджа Хауи). Накануне самоубийства Канаана один из ливанских телеканалов проинформировал зрителей о том, что Сирия в докладе ООН будет фигурировать как страна - организатор терактов в Ливане. Именно после этого радиостанция "Голос Ливана" обратилась за комментариями к Канаану. Собственно, интервью с ним не получилось. Было заметно, что глава МВД скорее читает заранее подготовленный текст, нежели беседует с корреспондентом. "Мои показания были призваны пролить свет на тот период, когда мы служили ливанскому народу, – заявил он. – К сожалению, некоторые СМИ своей ложью дезориентировали общественное мнение. Я хочу, чтобы было понятно: наши отношения с ливанскими братьями строились на любви и взаимном уважении. Мы служили интересам Ливана с честью и достоинством".
Уход из жизни ключевой фигуры всей этой истории не мог не вызвать подозрений у наблюдателей: уж слишком "по-восточному" развиваются события. Ливанский журналист Джебран Туэни одним из первых усомнился в факте самоубийства Канаана. "В Сирии есть люди, которые хотят скрыть факты, связанные с военным присутствием этого государства в Ливане", – заявил он для канала Al-Arabiya. А проживающий в Лондоне бывший глава запрещенной в Сирии группы "Братья мусульмане" Али Садр аль-Дин Баянови считает, что, выступая в ливанском эфире, Канаан говорил, как загнанный в угол человек. Возможно, рассуждает оппозиционер, сирийский режим ради своего спасения был готов пожертвовать несколькими головами, и глава МВД знал об этом лучше других. К тому же известно, что видные посты в сирийской разведке занимают родственники президента, которые, начни глава МВД давать показания, могли быть вовлечены в скандал со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так или иначе, официальный Дамаск готовится к плохим временам. Доклад чиновников ООН может стать прологом к операции по смене сирийского режима. Поэтому Сирия сегодня настроена на интенсивные консультации с Китаем, Индией и Россией – странами, способными блокировать резолюцию ООН о принятии против нее санкций.
Ситуация может еще больше обостриться