Эпопея "Электрона" подходит к концу

Норвежские инспекторы перешли с траулера на спасательное судно, которое доставит их на корабль ВМФ Норвегии. С ними отправились наши пограничники, которым вручат документы о нарушении "Электроном" правил рыболовства


ФОТО: Вести-РТР.ru



"Электронная" гонка подходит к концу. Беглый траулер дошел до определенного российскими пограничниками места встречи с кораблем норвежской береговой охраны "Тромсе" в заливе Мотовский у полуострова Рыбачий, недалеко от входа в Кольский залив, и встал на якорь. Здесь сейчас установилась относительно спокойная погода. Сопровождавшие траулер корабли российского ВМФ, БПК "Адмирал Левченко" и сторожевик "Тверь", встали у входа в залив. Рядом с нашим траулером встал норвежец "Тромсе". Двое инспекторов норвежской рыбоохраны, проведшие трое суток на борту "Электрона", перешли на с российского траулера на борт спасательного судна Северного флота "Алтай", который доставит их на норвежский сторожевик. Вместе с ними на борт "Тромсе" поднимутся офицеры береговой охраны России, которые получат у норвежской стороны документы, подтверждающие факт нарушения "Электроном" международных норм, регулирующих рыболовство. На всю операцию уйдет не менее двух часов. После этого еще около пяти часов "Электрону" понадобится, чтобы дойти до порта Мурманск.

Вместе с инспекторами на "Тромсе" отправятся офицеры береговой охраны России, которые должны получить у норвежской стороны документы, подтверждающие факт нарушения "Электроном" международных норм, регулирующих рыболовство. На всю операцию уйдет не менее двух часов. После этого еще около пяти часов "Электрону" понадобится, чтобы дойти до порта Мурманск.

Переправку инспекторов первоначально планировалось осуществить около 06:00 мск, но операцию пришлось отложить. Такое решение было принято командованием Северного флота для того, "чтобы не рисковать при проведении столь сложной операции", и было обусловлено "необходимостью соблюсти все правила безопасности, что сложно осуществить в темное время суток".

Между тем продолжается операция по спасению другого траулера – "Григория Арлашкина", который на протяжении последних дней сопровождал "Электрон" и препятствовал его захвату норвежскими военными. Напомним, что во вторник вечером "Арлашкин" запутался в сети, сброшенной с норвежского самолета (такая практика обычно применяется военными, чтобы обездвижить судно и высадить досмотровую команду). Траулер потерял ход в условиях сильного шторма. Сейчас судно взято на буксир спасательным кораблем "Пурга" и буксируется к архипелагу Новая Земля. Его прибытие в бухту Белужья ожидается примерно к 07:00 мск 21 октября.

Пока сложно сказать, что ждет капитана траулера "Электрон" Валерия Яранцева дома. Но, скорее всего, наказывать его за неповиновение норвежским пограничникам никто не собирается. Максимум, что ждет траулер по прибытии в порт Мурманска, – штраф в 2000 руб. за нарушение инструкции по общению с норвежскими инспекторами.

Как заявил накануне и.о. начальника Департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Вадим Соколов, "инцидент, произошедший с российским траулером "Электрон" в районе норвежского острова Шпицберген, будет разбирать межведомственная комиссия Минсельхоза РФ". По словам чиновника, капитан "Электрона" будет наказан только в том случае, если межведомственная комиссия выявит в его действиях нарушение российского законодательства. Он подчеркнул, что, вопреки многочисленным сообщениям СМИ, судно не убегало от кораблей норвежской береговой охраны, а просто проследовало в порт приписки, на что имело полное право, поскольку Россия не признает установленные Норвегией в одностороннем порядке законы о рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена.

Позицию российской стороны в этом вопросе еще раз подтвердил министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке для этой зоны. Эта тема долгие годы является предметом наших переговоров с норвежцами", – заявил он. Таким образом, этот конфликт дает российскому внешнеполитическому ведомству возможность вызвать норвежские власти на дискуссию о политике Осло в области охраны природы в районе Шпицбергена.

Выбор читателей