Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
А ведь на носу декабрьская министерская конференция ВТО в Гонконге, на которой Россия так рассчитывала быть принятой в организацию. В российском правительстве до последнего момента сохранялись оптимистичные настроения. "При позитивном отношении наших партнеров, прежде всего США, до начала 2006 г. мы можем решить эту проблему", – заявил вице-премьер Александр Жуков на проходившем недавно в Москве Всемирном экономическом форуме. Однако облом вышел. Глава российской делегации, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, заявил по итогам раунда: "Мы надеемся, что переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию сможем завершить к концу весны. У нас была одна из целей – попробовать завершить переговоры к Гонконгу. Мы не исключаем, что существенно продвинемся к декабрю, однако формально, технически, конечно, завершить процедуры к Гонконгу не сможем". Хотя Россия завершила переговоры с 50 странами, включая Евросоюз, но остались еще 8 упорствующих: США, Канада, Австралия, Швейцария, Колумбия, Малайзия, Филиппины и Уругвай. С ними, по словам Медведкова, переговоры тоже могут быть завершены до конца этого года. Но не к Гонконгу.
В принципе, о 2006 г. давно поговаривали как о более реальном времени окончания переговоров. Тот же Максим Медведков накануне последнего раунда говорил, что многосторонние переговоры по системным вопросам завершатся в лучшем случае к лету будущего года. Выдвигалась даже идея перенести согласование оставшихся вопросов "внутрь" ВТО, то есть принять Россию, а затем продолжить переговоры. Правда, в практике ВТО такого еще, пожалуй, не было.
Теперь перед нами могут возникнуть новые проблемы. На финишной прямой резко обострилось соперничество с Украиной: кто будет первым? Причем традиционный в таких случаях ответ "все там будем" – не устраивает. На днях генеральный директор ВТО Паскаль Лами публично усомнился в возможности России и Украины закончить все переговоры до министерской встречи в Гонконге. "Существует длинная очередь стран, которые стремятся вступить в ВТО, среди этих стран есть Россия и Украина", – заявил Лами. И добавил: "Как мне кажется, Россия и Украина не смогут завершить все переговоры по вступлению в ВТО до конца этого года, им придется подождать еще немного". По его словам, на декабрьской конференции в ВТО войдет только Саудовская Аравия. Видимо, Эр-Рияду все-таки удалось объяснить непонятливым оппонентам, какую роль в налоговой системе королевства играет мусульманский закят. Однако требование уравнять внутренние и экспортные цены на энергоносители остается.
В принципе, ничего страшного, если Россия и Украина подождут "еще немного". Лишь бы Украина не опередила Россию. Ведь в этом случае, как небезосновательно опасаются в МЭРТ, она тут же выкатит нам свои требования (уже как член ВТО) – относительно торговли трубами, или сахаром, или салом, наконец... Надо думать, что сами российские переговорщики в себе уверены: если вдруг первой на финише окажется Россия, то она не будет ставить палки в колеса братской стране и сводить с ней старые торговые счеты (которые, конечно, тоже есть).
Пока что обе стороны не устают уверять одна другую, что будут до конца синхронизировать процессы своего вступления в ВТО, чтобы, как говорится, в один день... Однако в общении с третьими лицами представители Киева то и дело высказывают пожелания опередить Россию. Виктор Ющенко, например, выражает полную уверенность, что Украина вступит в ВТО до конца текущего года. И у него есть основания для такой уверенности. Хотя страна абсолютно не готова к вступлению в ВТО с технической точки зрения (ни по тарифным переговорам, ни по части законодательства), ее могут в нужный момент "протолкнуть" туда на высоком политическом уровне. В своей поддержке Украину то и дело заверяют США: видные сенаторы и даже сам Буш неоднократно подчеркивали, что вступление в ВТО – вопрос практически решенный. Помощник госсекретаря по экономике и бизнесу Энтони Уэйн заявил недавно, что Буш и Ющенко достигли значительных успехов в двусторонних торговых мероприятиях, включая "конструктивную дискуссию по вступлению Украины во ВТО". Европа тоже поддерживает Киев.
И все-таки даже такая мощная поддержка Запада не гарантирует Украине столь скорое вступление. Практика показывает, что препятствия на этом пути могут возникнуть самые неожиданные, например, в лице Верховной рады, отказавшейся принять пакет законов, необходимых для вступления в ВТО. К тому же в мощном прозападном накате "оранжевой" власти начинают все чаще возникать островки сомнения. Например, вице-президент киевского "Центра исследований корпоративных отношений" Ростислав Ивченко высказал недавно убеждение, что вступление в ВТО на сегодняшний день для Украины не является главной проблемой. Он приводит в пример Грузию, Молдавию и Киргизию, которые давно являются членами ВТО, однако "не слышно, чтобы там быстрыми темпами рос уровень жизни". Они вступили туда так быстро и легко, потому что у них "практически не было национальной промышленности" и "они могли соглашаться на любые условия". В то же время, как и России, "Украине пока еще есть что защищать". Ивченко полагает, что страна должна сохранить определенные протекционистские меры в промышленности, а также в сельском хозяйстве, где заняты около 12 млн человек. Иначе после вступления Украины в ВТО все они будут "фактически разорены и выброшены на улицу". "Таким образом, нет ничего страшного, если мы не вступим в ВТО в 2005 году", – отметил эксперт. Кроме того, он считает целесообразным действительно синхронизировать процессы вступления в ВТО Украины и России. По его мнению, это придаст им больший политический вес и свободу маневра на переговорах и позволит добиться значительно больших уступок со стороны оппонентов. Но, похоже, и в России, и на Украине вопрос "вступать или не вступать?" решается сугубо на политическом уровне. Соответственно, и оппоненты наши на том же уровне решают вопрос "брать или не брать?".
Чиновники полагают, что это может стать единственным путем решения СВО