Басаев чуть не разбомбил Кремль

Американское агентство Stratfor, в котором работают бывшие сотрудники различных разведслужб США, рассказало о сенсационных подробностях недавних трагических событий в Кабардино-Балкарии




Американское агентство Stratfor относится к числу разносчиков новостей, просто обреченных быть обсуждаемыми. Его аналитики, в недавнем прошлом - сотрудники различных разведывательных служб США, дают оценки геополитическим, политическим и экономическим процессам, идущим в разных странах мира, опираясь на априори эксклюзивный материал – разведданные. Источники Stratfor всегда высокопоставлены, информированы и, конечно же, анонимны, что дает агентству – между прочим, коммерческому предприятию, работающему на несколько десятков крупнейших корпораций США, – возможность в непринужденной манере подбрасывать мировой прессе сюжеты для обсуждения. А заодно и подтверждать реноме солидной конторы в глазах своих состоятельных подписчиков.

Как близко аналитики из Stratfor подбираются к истине, сказать трудно: практически никогда освещаемые ими темы не становятся предметом для публичных отчетов лиц и сторон, в них вовлеченных. Впрочем, не так давно этот аналитический центр предположил намерение России пойти навстречу просьбе США и отправить в Ирак российский воинский контингент. Приводились даже данные о том, что Путин отдал Генштабу распоряжение провести разработку плана намечающейся операции. Предположение Stratfor прозвучало свежо и неожиданно, но также забылось: ничего похожего на вторжение русских в Ирак не случилось.

Сегодня Stratfor стало вдохновителем новой бури эмоций для российской общественности, рассказав о сенсационных подробностях недавних трагических событий в Кабардино-Балкарии. В материале "Нальчик: 11 сентября, которого не случилось" (Nalchik: The 9/11 That Wasn't) ведущий аналитик агентства Фред Бартон констатирует: российским спецслужбам удалось предотвратить целую серию терактов, сопоставимых по своим последствиям с 11 сентября 2001 года. Главной целью боевиков, по Бартону, были не отдельные объекты в Нальчике, а городской аэропорт. Оттуда должны были вылететь до пяти захваченных террористами самолетов с целью поражения ряда государственных, военных и стратегических объектов России. Но все сорвалось: спецслужбам удалось за 10 дней до выступления боевиков получить информацию о готовящемся теракте и приступить к ликвидации ячеек. Это нарушило все планы террористов. В результате нападение на Нальчик произошло спонтанно, не 17 октября, как предполагалось, а на 4 дня раньше. "Это не просто удачно сложившиеся обстоятельства. Ответ террористам стал логическим продолжением радикального улучшения сбора информации и определения целей в российской контртеррористической стратегии", – считает Фред Бартон.

Если предлагаемая Stratfor версия событий верна, то Россия действительно избежала большой беды. Трудно себе представить все последствия масштабного теракта, даже с участием одного-двух самолетов, попади они в цели, о которых идет речь. Собственно, Бартон ведет речь о том самом катастрофическом сценарии, который уже не первый год рисует в своем воображении каждая столица "цивилизованного мира", опасающаяся стать следующей на очереди после Нью-Йорка. И Россия здесь не исключение. Дерзость чеченских террористов, их повадки, все более неотличимые от почерка "Аль-Каэды", их стремление причинить России максимально возможный вред – все это позволяет допускать любой сценарий.

Однако версия Stratfor даже при поверхностном рассмотрении вызывает множество вопросов. Прежде всего, "российские военные и иные источники", которые снабдили Бартона информацией, говоря о захвате аэропорта Нальчика, не утверждают (как это было подано отечественными СМИ), а предполагают, что бандиты могли употребить захваченные самолеты для тарана Кремля и прочих стратегических объектов. Буквально это место в отчете звучит так: "Хотя точные цели определить не удалось (т.е. это не удалось военным – А.К.), источники говорят, что возможными целями были Кремль, военные штабы и железнодорожная развязка в Ростове-на-Дону, атомный комплекс близ Саратова и гидроэлектростанция или плотина на Волге". Иными словами, военные предполагают, но, предполагая, называют вполне конкретные объекты (Кремль не в счет, очевидно, что Басаев был бы не прочь проверить на прочность главную цитадель федеральных властей).

О том, что боевики пытались захватить аэропорт Нальчика, в российской прессе писалось практически с первого дня драматических событий в Кабардино-Балкарии. Власти то подтверждали эту информацию, то опровергали ее. Между тем сегодня известно, что план захвата аэропорта у боевиков точно был. За несколько дней до событий спецслужбам удалось задержать некоего Анзора Жамгуразова, который во время допросов рассказал о подготовке крупного теракта. Боевикам нужна была схема аэропорта "для уничтожения вертолетов неверных, которые прилетят в Нальчик, когда начнется джихад".

Эта версия вполне согласуется во всем, что было предано гласности на сегодняшний день. Stratfor приводит данные о 700 террористах, которые должны были штурмовать Нальчик. Это число выглядит вполне реалистичным с точки зрения означенной боевой задачи – захвата города. А вот для сценария с угоном не подходит: захват аэропорта, учитывая фактор внезапности, мог быть проведен гораздо более скромными силами. К тому же лишний шум в таком деле Басаеву был не нужен – угнанные самолеты должны были долететь до целей раньше, чем федеральные власти разобрались бы, что происходит. Слова Жамгуразова свидетельствуют: аэропорт нужен был прежде всего для того, чтобы в случае успешного захвата города блокировать переброску в Нальчик дополнительных сил по воздуху. Да и заложников в аэропорту было множество: в этом смысле объект ничуть не хуже школы в Беслане. К тому же, если Басаев ставил своей задачей захват нескольких воздушных судов, в его распоряжении должны были находиться как минимум 5-10 пилотов, способных долететь до Москвы или Саратова. Причем пилотов, готовых стать шахидами. Вряд ли в его распоряжении такие люди есть.

Реакция российских силовиков также не согласуется с теми выводами, к которым приходит Бартон. Предотвращение столь масштабного теракта (даже серии терактов), как атака на ядерные объекты и центры власти, должно было вызвать шквал реляций, представлений к наградам и здравиц в честь выздоровления наших спецслужб. Ничего такого мы не наблюдаем. Напротив, даже среди политиков из числа традиционно лояльных Кремлю крепнет недовольство слабостью правоохранительной системы, в очередной раз проявившей себя в Нальчике. А начальник Главного управления МВД России по Южному федеральному округу генерал-лейтенант Михаил Паньков вчера прямо заявил: "Захват аэропорта не был главной целью экстремистов, напавших на столицу Кабардино-Балкарии. Исходя из хроники событий 13 октября, нападение было совершено на объекты, где имелось оружие. Можно предположить, что главной целью террористов был захват оружия, как это было в прошлом году при нападении на Управление наркоконтроля в Нальчике".

Неясно, что именно заставило Фреда Бартона весьма категорично похвалить российские спецслужбы. Сомнений нет: им действительно удалось предотвратить больший масштаб террористической атаки. Но, как это видно из уже обнародованных фактов, в том числе и приводимых в отчете Stratfor, разгадать замыслы бандитов удалось во многом случайно и буквально в последний момент.

Неясно, кто эти "российские информаторы" Stratfor, которые всего через пару дней после событий в Нальчике поделились с отставными американскими разведчиками данными, о которых обычно информируют только своих президентов. Нужно отметить, что отчет Фреда Бартона появился еще 19 октября, однако до вчерашнего дня практически никем замечен не был. В том числе и российскими ресурсами Inopressa.Ru и InoSmi.Ru, которые всегда аккуратно представляют мнение западных публицистов и аналитиков о России. Но это неудивительно: Stratfor так часто поставляет на информационный рынок сенсационные выкладки, что это острое блюдо многим приелось. Басаев, отдающий приказ бомбить Кремль, за восемь прошедших дней не взволновал мировое сообщество. Тем, кто принимал участие в подготовке отчета Бартона, это могло показаться несправедливым. Проверенными механизмами – через известную газету и известное информагентство – был сделан соответствующий вброс, и, как говорится в таких случаях, понеслось... Теперь у нас есть основания подозревать власти в крупном, но тайном успехе.

Выбор читателей