"Играть для вашего удовольствия – в этом весь смысл"

Незадолго до единственного концерта легендарных Van Der Graaf Generator в Театре эстрады корреспонденту "Yтра" удалось побеседовать с Питером Хэммиллом




Питер Хэммилл – один из тех, чьи музыкальные эксперименты определяли лицо арт-рока на рубеже 60-70-х гг., наряду с King Crimson и Genesis. В минувшую среду его недавно возродившаяся группа Van Der Graaf Generator дала единственный концерт в московском Театре эстрады – концерт совершенно невероятный по экспрессии и, разумеется, прошедший при диком аншлаге. Буквально за час до выступления корреспонденту "Yтра" удалось встретиться с Хэммиллом и задать ему несколько вопросов.

"Yтро": Насколько мне известно, число ваших сольных работ достигает 50 или что-то около того. При этом название группы – Van Der Graaf Generator – на протяжении очень долгого времени было красивой легендой из прошлого. Поэтому весть о воссоединении группы в начале этого года была воспринята как настоящая сенсация. Скажите, что повлияло на ваше решение вновь объединить усилия с коллегами и выпустить пластинку под старым именем?

Питер Хэммилл: Сначала мы долго это обсуждали – сможем ли мы снова собраться и что-то вместе записать. А вдруг нам уже поздно что-либо вместе делать? Может быть, мы опоздали с нашей "седовласой" музыкой? Поэтому мы и начали об этом разговаривать друг с другом. В итоге, решили, что попробуем и посмотрим, насколько это реально. Немного поиграв вместе, мы поняли, что – да, мы можем, у нас все тот же "граафовский" звук. И вот мы собрались – но на неопределенный период времени. И мы будем продолжать, пока нам это доставляет удовольствие.

"Y": В продолжение предыдущего вопроса. С 1971 по 1974 гг. пластинки выходили под вашим именем, хотя вместе с вами продолжали работать те же самые музыканты. Почему вы отказались от использования названия VDGG на это время?

П.Х.: Это же не была группа в полном смысле слова – я играл с отдельными ее участниками. Имя "Van Der Graaf..." имеет очень большое значение для нас всех: мы его используем, когда играем именно в составе группы, это всегда важно. Я один – это еще не вся группа.

"Y": В качестве гостя на ваших пластинках часто появлялся Роберт Фрипп. Как началось ваше сотрудничество и как вам работалось с ним в начале 70-х?

П.Х.: Он был приятелем одного нашего друга, так что сначала был вот этот "дружественный" фактор. В тот период мы были группой "электрогитар", и нам нужен был конкретный человек, способный играть в той манере, как нам хотелось. Роберт создавал невероятный "цвет" этого инструмента. Был и еще один элемент – особая атмосфера между King Crimson и Van Der Graaf: я не говорю, что мы тогда были одной группой, но ведь многим людям могло так показаться...

"Y": С кем бы вы еще хотели поработать?

П.Х.: Если честно, у меня сейчас нет жгучего желания поработать с кем-либо еще.

"Y": Легко подметить стилистическое и духовное родство вашей музыки с ранними King Crimson и Genesis. Какие группы и исполнителей вы бы могли назвать в числе оказавших наибольшее влияние на ваше творчество?

П.Х.: Ну, с Crimson у нас было похожее отношение к тому, что мы делаем, но не они были первыми. На нас и Хендрикс повлиял, и блюз, и соул – разная музыка из нашего прошлого. А с King Crimson у нас, вообще-то говоря, очень разные стили.

"Y": А как бы вы сами охарактеризовали музыку Van Der Graaf Generator для человека, который ее ни разу не слышал?

П.Х.: Ууух... Это очень, очень сложно... это невозможно назвать одним словом... это "Грааф" – иногда очень нежный, иногда хаотичный...

"Y": Бывали ли в жизни моменты, когда вам приходилось жалеть о том, что вы избрали карьеру музыканта?

П.Х.: Бывали моменты, когда я просто чувствовал себя очень уставшим от всего этого. Но я все же думаю, что мне очень повезло в жизни: заниматься любимым делом и побывать в самых разных точках мира, познакомиться с разными культурами. Так что я не сожалею об этом вовсе.

"Y": Кем бы вы стали, если бы не занялись музыкой?

П.Х.: Если бы в моей жизни все так хорошо не сложилось с музыкой, я, вероятнее всего, стал бы писателем.

"Y": Любите ли вы классическую музыку? Кто ваш любимый классический композитор?

П.Х.: Да, конечно! Мне очень нравится музыка Бёрда, старинного английского композитора.

"Y": Из молодых групп вы кого-то могли бы или хотели бы назвать своими продолжателями/преемниками?

П.Х.: О, я не могу вам ничего сказать, поскольку не слушаю новую музыку. Совсем. Современная музыка настолько отличается от того, что мы делаем, что даже, наверное, и бессмысленно следить за ней. И у Van Der Graaf, мне кажется, совсем нет последователей... Я иногда подмечаю некоторое "эхо" Van Der Graaf у некоторых групп, но по-настоящему последователей нет. А вообще мне кажется, что и в классической музыке, и в роке важно то, что происходит сейчас, – так же, как в жизни.

"Y": Можно ли надеяться, что re-union Van Der Graaf Generator не станет одноразовым проектом, будет продолжение?

П.Х.: На самом деле этот проект живет одним днем. Мы играем концерт сегодня, и потом у нас запланированы еще 4 или 5 шоу. Так что мы не знаем, как у нас пойдет это турне, и мы не давали никаких обещаний, кроме одного – играть наши песни так, чтобы вы получили удовольствие – и в этом весь смысл.

Автор благодарит компанию "SBA Gala Records" и концертное агентство GreenWave за содействие в подготовке материала.

Выбор читателей