В ХХI веке земля будет источать углекислоту

Глобальные изменения климата сделают лицо Европы неузнаваемым. Средиземноморью будут грозить засуха и лесные пожары, в Альпах растает снег, а на севере континента фермеры станут разводить субтропические культуры


ФОТО: АР



Какое лицо будет иметь европейский континент в 2020-х, 2050-х, 2080-х годах? Свой ответ на этот вопрос предложила интернациональная команда ученых, опубликовавшая на страницах американского научно-популярного журнала несколько сценариев возможного будущего Европы. Составляя свой прогноз, исследователи постарались учесть отдаленные последствия глобальных климатических сдвигов, изменений в формах землепользования и тенденциях социально-экономического развития.

Все сценарии исходят из того, что к 2080 г. среднегодовые температуры на континенте возрастут на 2,1–4,4%. В южной части Европы потепление будет сопровождаться уменьшением уровня осадков, а к северу от Альп – его увеличением. Предполагается также, что в течение ХХI в. произойдет сокращение площади сельскохозяйственных угодий и параллельный рост площади лесов.

Эти сдвиги будут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Тяжелее всего придется жителям Средиземноморья. Ожидаемое повышение температур в сочетании с засухой неминуемо обернется ростом числа лесных пожаров, оскудением источников питьевой воды и значительным ухудшением условий земледелия.

Горные области Европы также пострадают от грядущих перемен климата. Зимой вместо снега здесь будет идти дождь, а весной жителям Альп будут грозить наводнения. Снежный покров на горных вершинах будет неуклонно сокращаться, из-за чего горные реки будут с каждым годом мельчать. Это самым негативным образом скажется как на индустрии горнолыжного отдыха, так и на гидроэнергетике.

Вместе с тем ученые обещают и некоторые перемены к лучшему. Благодаря снижению спроса на сельскохозяйственные угодья повсюду в Европе зазеленеют новые леса. Они будут поглощать из атмосферы значительную часть углекислого газа, тем самым способствуя ослаблению парникового эффекта. Правда, эта позитивная тенденция будет уравновешена тем, что почва, разогреваемая все более жаркими солнечными лучами, вместо того, чтобы поглощать двуокись углерода, начнет выделять ее.

Как бы то ни было, европейцам не стоит унывать: в результате глобального потепления фермеры североевропейских стран получат возможность выращивать культуры, составлявшие доселе эксклюзивный товар итальянцев и испанцев. К тому же жители старушки-Европы могут утешаться мыслью, что обитателям других континентов наступивший век сулит куда более мрачные экологические перспективы.

Выбор читателей