Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
При этом норвежская сторона всячески подчеркивает, что она не рассматривает эти ситуации (даже преследование траулера "Электрон", который попутно "похитил" норвежских инспекторов) как конфликт между двумя странами. "Важно подчеркнуть, что этот инцидент не является конфликтом между Норвегией и Россией и не рассматривается в качестве такового. Речь идет всего лишь о рыболовном судне, которое нарушило законодательство и с которым поступили соответствующим образом", – сказал РИА "Новости" советник по печати норвежского внешнеполитического ведомства Руне Бьестад. Правда, России почему-то не понравилось, как поступили с ее судном.
Какие же права были у сторон в этой ситуации, кто был прав или кто в большей степени не прав? Российские рыбаки ловили рыбу недалеко от архипелага Шпицберген. Архипелаг норвежский, но его правовой режим имеет определенные нюансы. Норвегия получила над ним (и над островом Медвежий) суверенитет лишь в 1920 г. по Парижскому договору, причем с ограничениями. В частности, некоторыми правами на разработку полезных ископаемых на Шпицбергене и лов рыбы в окрестных водах обладает ряд государств, в том числе и Россия. Однако Норвегия постепенно прибирает к рукам ресурсы Шпицбергена (в том числе биологические). Иностранных рыбаков в этих водах теперь не жалуют. "Совершенно очевидно, что речь идет о ситуации, в которой существует некий правовой вакуум, – говорит глава международного комитета Госдумы Константин Косачев. – Норвегия еще в 70-е годы установила в одностороннем порядке 200-мильную зону вокруг Шпицбергена, которая не признается большинством государств". Эту зону норвежцы называют "рыбоохранной" и, используя благовидный предлог заботы о морской фауне, по сути, пытаются в одностороннем порядке регулировать весь рыбный промысел в этом районе. Однако "у России, США и Японии также есть интересы в этой зоне, – отмечает Косачев. – До сих пор в этом вопросе соблюдалось джентльменское соглашение того, что де-юре эта зона существует, но де-факто норвежская сторона не настаивает на строгом соблюдении этих правил".
Аналогичным образом комментирует ситуацию и глава российского МИД Сергей Лавров. Он отмечает, что Шпицберген "норвежская сторона объявила рыбоохранной зоной. Мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке". Эта тема "долгие годы является предметом переговоров России и Норвегии", однако "с советских времен у нас есть договоренность, что в случае возникновения какая-либо проблема будет регулироваться путем соответствующих запросов и получения на них ответов. Так это было до последнего времени".
Теперь, похоже, картина меняется. Комментируя инцидент с "Электроном", глава Союза рыбопромышленников севера Геннадий Степахно рассказал, что ситуация в районе Шпицбергена особенно обострилась, когда летом 2003 г. вместо 3-мильной прибрежной зоны появилась 12-мильная, к которой норвежцы "прирезали" еще 12 миль прилегающих вод. И стали более щепетильно контролировать 200-мильную экономическую зону. Эти действия нарушили весь установившийся порядок промысла в районе архипелага. Причем время года для этого выбрано "оптимально" – пик нереста трески. "Явно ощущается желание создать здесь обстановку дискомфорта для наших промысловиков", – отметил Геннадий Степахно.
Такого же мнения придерживаются и в Росрыболовстве. Глава ведомства Станислав Ильясов заявил, что норвежцы просто пытаются вытеснить российских рыбаков из района Шпицбергена. По его убеждению, в случае с "Электроном" "Норвегия поступила неправильно и неправомерно. Норвежские инспектора, зафиксировав нарушения, должны были сделать соответствующие записи и сообщить российской стороне для принятия соответствующих мер. Как известно, Норвегия приняла другое решение". Таким образом, все "рыбные" инстанции страны прямо или косвенно одобряют действия капитана "Электрона" Валерия Яранцева, который отказался подчиниться норвежским военно-морским силам и ушел "в отрыв". Разумеется, всецело поддерживает и защищает его и руководство мурманской компании-судовладельца "Корс", которое убеждено, что только такой решительный маневр спас их траулер от ареста в норвежском порту. Впрочем, не все согласны с тем, что капитан Яранцев – герой. Константин Косачев, ругая норвежцев, подчеркнул в то же время, что "действия нашего капитана в любом случае неадекватны".
Как бы то ни было, случившиеся инциденты говорят о том, что России и Норвегии пора решать проблему границы. Точнее, делимитации своих экономических зон. Говоря о случае с "Электроном", руководитель Отдела разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО Александр Пикаев отметил: "Этот инцидент является напоминанием, что проблему надо решать, тем более что норвежцы готовы пойти на определенные уступки". Надо иметь в виду, что вопросы, касающиеся государственной территории (или акватории) решаются очень долго. Однако начало положено: на днях в Калининграде эта проблема обсуждалась в ходе двусторонних консультаций.
Важно отметить, что данный российско-норвежский конфликт неспроста возник именно сейчас. Речь идет о юрисдикции двух стран в арктических водах, а Арктика в настоящее время привлекает к себе все более пристальное внимание: регион является одной из немногих природных кладовых, до сих пор практически не освоенных человеком. Арктические запасы нефти и газа, других полезных ископаемых, а также биоресурсы долгое время не осваивались из-за крайне затрудненного доступа к ним. Однако ситуация меняется на глазах: что бы ни говорили ученые о причинах глобального потепления, но само по себе оно является несомненным фактом. Льды тают, Арктика постепенно становится судоходной. Существует прогноз, согласно которому уже на нашем веку можно будет добраться из России в Канаду морем практически через Северный полюс. К тому же из более южных широт в Северный Ледовитый океан перебираются не встречавшиеся здесь ранее виды флоры и фауны. "Потепление может оживить рыболовство в Арктике, особенно в Баренцевом море, а также в районе моря Бофорта и Чукотского моря, где в прошлом коммерческая деятельность была минимальной", – докладывала американская Комиссия по исследованию Арктики в отчете для ВМС США в 2003 году.
Разумеется, вновь оживились дискуссии о юрисдикции государств в арктических широтах. В начале этого года Управление разведки и исследований Госдепартамента США провело совещание по возможным последствиям потепления в Арктике. Пришли к выводу, что если климатические тенденции сохранятся, то, "возможно, Соединенным Штатам и другим государствам придется решать целый ряд внешнеполитических проблем. Это выявление наличия энергоносителей и возможностей их добычи; развитие рыболовства; доступ к новым морским путям; новые претензии в рамках морского права; национальная безопасность и т.д.".
С Арктикой "граничат" пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания (которой, как известно, принадлежит остров Гренландия). Еще три полярных государства – Исландия, Швеция и Финляндия – не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя "членами кооператива". А уж интерес к разработке арктических ресурсов проявляют буквально все, кому не лень. Даже китайцы серьезно заинтересовались этим регионом: они открыли исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправляли в северные моря свой ледокол "Снежный дракон", который обычно работает в Антарктике.
О том, как делить сферы влияния в Арктике, давно ведутся споры. Например, Россия (и ранее СССР) исходит из секторального принципа: каждой арктической стране она предлагает выделить сектор, ограниченный меридианами, проходящими через крайнюю восточную и западную точки ее арктической территории. Однако в 2001 г. Россию "обломали" с этой идеей: ведь в таком случае она получила бы сразу пол-Арктики. Конвенция ООН по морскому праву устанавливает размер исключительной экономической зоны прибрежного государства, исходя из того, как далеко простирается его континентальный шельф. И сейчас датчане стремятся доказать, что подводный арктический хребет Ломоносова соединен с шельфом Гренландии – в этом случае им будет принадлежать даже сам Северный полюс. Канада и США тоже теоретически могут предъявить свои права на огромные пространства воды и льда...
Эксперты говорят, что коллизии интересов и юрисдикции в арктических широтах практически неизбежны. Очевидно, норвежский "террор траулеров" – первый пробный шар в большой игре по переделу Арктики. В таком случае – что бы там ни говорили в Осло – это конфликт отнюдь не частный, а именно межгосударственный. Причем вполне можно ожидать, что Норвегия будет и дальше вести себя в отношении России решительно и вызывающе, поскольку она чувствует за собой поддержку США. А те поддерживают потомков викингов, конечно, не из-за заботы о рыбе: наши оппоненты хотят в принципе максимально "ужать" национальную юрисдикцию России в арктических широтах, чтобы обеспечить международный доступ к ресурсам этого региона.
В последний раз подобное происходило перед началом СВО
Российская сторона указала, что Западу верить нельзя