Евразийский маршрут Вячеслава Фетисова

Проект Фетисова в случае провала может до конца развалить российский хоккей и имеющуюся систему, а в случае успеха Евро-Азиатской хоккейной лиги – возвести его в ранг небожителей


ФОТО: rma.ru



Новый проект Вячеслава Фетисова стал спортивной сенсацией минувшей недели. Заявив о создании Евро-Азиатской хоккейной лиги и заручившись поддержкой как минимум половины российских клубов, Фетисов сделал один из важнейших шагов в своей головокружительной карьере. Завоевав на льду все мыслимые титулы, на посту спортивного министра (точное название должности значения не имеет – фактически Фетисов именно министр) он столь же значимых успехов пока не добился. Это понятно – борьба с российской бюрократией будет посложнее сражений с самыми серьезными хоккейными профессионалами. Тем более что бюрократия играет на своем поле.

Что же предлагает Фетисов на этот раз? Если вкратце, суть проекта ЕАХЛ – альтернатива Национальной хоккейной лиге, которая, напомним, не является национальным образованием, включая в себя команды из США и Канады. Так вот, в состав ЕАХЛ Фетисов предлагает включить сильнейшие клубы из России, Украины, Казахстана и Белоруссии, после чего в течение нескольких лет добавить к ним команды из стран Балтии, Японии и Китая. Межнациональное хоккейное образование, по мнению его авторов, в самом ближайшем времени сможет привлечь к себе внимание зрителей и спонсоров и оттянуть на восток лучшие силы профессионального хоккея, сконцентрированные в НХЛ.

Понятное дело, у проекта есть масса достоинств и недостатков, масса сторонников и противников. В число последних почти автоматически попали президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель и президент Федерации хоккея России (ФХР) Александр Стеблин. Первый уже заявил о том, что новая лига не будет признана ИИХФ. Второй высказал ряд критических замечаний и категорически заявил, что новая лига в случае ее создания российское хоккейное образование потеснить не сможет. Волнение высоких чиновников понятно – любой новый проект, потенциально способный ослабить их позиции, должен вызывать у них опаску. Примеры в мировом спорте есть – скажем, Союз европейских баскетбольных лиг прошел уже стадию открытой войны с Международной федерацией баскетбола и победил, поскольку сумел привлечь на свою сторону все сильнейшие клубы Европы. И в случае успеха ЕАХЛ Фазелю и Стеблину придется нелегко – от них могут уйти самые преданные сторонники, привлеченные большими доходами и географической привлекательностью проекта.

Разумеется, невозможно анализировать смысл проекта ЕАХЛ без подробностей – а они-то пока на презентации не представлены, поскольку еще находятся в стадии разработки. Но основные аргументы противников и сторонников идеи уже вполне ясны.

Первое – экономические факторы. Огромные расстояния должны будут диктовать и формы проведения турнира. Это в НХЛ 3 часовых пояса не являются препятствием для полноценного многокругового турнира. Но если командам предстоит играть на пространстве от Балтийского до Японского морей, придется учитывать и 12 часовых поясов, и стоимость авиабилетов, и самочувствие игроков. Впрочем, можно совмещать матчи, учитывать расстояния, просчитывать маршруты. Технически все выполнимо, а экономически – зависит от качества турнира. Будет качество – пойдут зрители, спонсоры, и проект окупит себя достаточно быстро.

Второе – то самое качество. Чтобы его добиться, нужны высококлассные исполнители. Каким образом отбить у хоккеистов охоту ехать в НХЛ, пока не знает никто. Возможно, сыграют роль сумасшедшие гонорары, но нельзя забывать о том, что практически у всех сильнейших игроков сегодня есть контракты с клубами НХЛ. Стало быть, предстоит серьезнейшая работа со звездами – и работа не на один год. Можно перекупить звезду миллионным контрактом, но заиграет ли она в непривычных условиях? Согласимся с тем, что инфраструктура потенциальной ЕАХЛ резко отличается он североамериканской... а это многое объясняет.

И еще о качестве. Сегодня существует колоссальный качественный разрыв между клубами, играющими в чемпионате российской Суперлиги, и украинскими, белорусскими, казахстанскими, японскими командами. Постоянные контакты с ними для российских клубов могут означать снижение качества игры. Таков закон спорта: играя со слабаками, сам постепенно скатываешься до их уровня. В НХЛ ежегодно предпринимаются очень действенные меры для искусственного усиления новичков-слабаков и ограничения силы лидеров – для того, чтобы накал спортивной борьбы и непредсказуемость результатов привлекали побольше публики и, соответственно, рекламы. Сумеют ли в ЕАХЛ наладить такую систему и преодолеть радикальный разрыв в классе ее участников? Фетисов долгое время играл и тренерствовал в НХЛ, изучил ее систему вдоль и поперек, и представление о тамошних методах у него есть. Удастся ему решить проблему с учетом местного евразийского колорита – пойдет дело.

Исторический опыт пока говорит не в пользу подобных начинаний. В одной Европе подобных попыток было сделано множество. Тихо скончалась Евролига, просуществовав всего 4 сезона. Забыты уже Восточно-Европейская, Карпатская, Альпийская, Интернациональная лиги, та же участь постигла и Межнациональную хоккейную лигу, которая попыталась заменить собой чемпионат СССР. И это на фоне оглушительного коммерческого успеха футбольной и волейбольной Лиги чемпионов и баскетбольной Евролиги. Видимо, у хоккея – своя специфика. Она заключается в существовании НХЛ, игра в которой для хоккеиста – стимул порой посерьезнее, чем олимпийская победа. Фетисов, имеющий в своей карьере титулы и олимпийского чемпиона, и обладателя Кубка Стэнли, знает об этом не понаслышке. И если он не сумеет преодолеть главное хоккейное противоречие современности – тогда уж точно не сумеет никто. Что ж, задачу он выбрал себе под стать. Будем надеется, решение ее и результаты будут того же калибра.


Выбор читателей