А была ли девочка?

"Иллюзия полета" с Джоди Фостер – "апгрейд" классического фильма Хичкока, при котором поезд превратился в самолет, старушка – в девочку, а немецкие шпионы – в арабских террористов




Иллюзия полета (Flightplan)
США, 2005
Режиссер: Роберт Швентке
В ролях: Джоди Фостер, Шон Бин, Питер Сарсгаард, Эрика Кристенсен, Грета Скакки


Инженер по силовым установкам (Джоди Фостер) с неженским именем Кайл (оно осталось от первого претендента на главную роль, Шона Пенна) везет из Германии в Америку гроб с телом мужа и шестилетнюю дочку. На полпути дочка исчезает, а все окружающие начинают уверять Кайл, что девочки никогда и не было. Психологическая драма, которую американские критики разгромили за неправдоподобие, в правдоподобии и не нуждается. Немецкий режиссер Роберт Швентке, дебютирующий в Голливуде, начал с признания в любви другому эмигранту, Альфреду Хичкоку. "Иллюзия полета" это не только "апгрейд" "Леди исчезает" 1938 года (с превращением поезда в самолет, старушки в девочку, а немецких шпионов – в арабских террористов). Это старательное использование приемов Хичкока, но не в его обычной психопатологической сфере, а с привычными для мэйнстрима кивками на социальные и политические вопросы.

Собственно, и "Леди исчезает" был не особенно правдоподобен, да и вообще хичкоковские фильмы этим не отличались – его сила была как раз в притягательности истории несмотря на все ее неправдоподобие. И Шветнке вместе с Джоди Фостер и ее партнером Питером Сарсгаардом почти приближается к "золотому стандарту". Так, собственно сцена исчезновения (вернее, обнаружения исчезновения и предшествующий, "подготовительный", эпизод) решены в "Иллюзии полета" значительно чище, чем у Хичкока. Проблема скорее в исчезновении доверия к зрелищу вообще. Оно покидает зрителей (и особенно критиков) даже в том случае, когда режиссер всеми силами старается вызвать его, завораживая темными интерьерами и яркими пятнами света, бликами и отражениями и заставляя Джеймса Хорнера играть в Яна Тирсена.

В такой ситуации все напряжение может разрушить малейшая деталь. Перед взлетом девочка рисует на окне самолета сердечко – так же, как исчезнувшая леди из хичкоковского поезда начертила свое имя, ставшее доказательством вменяемости героини. Но героине Фостер сердечко ни к чему. Она ни на минуту не считает себя сумасшедшей, и ей некому доказывать свою правоту. Оммаж оказывается еще и фактической ошибкой – на окнах самолетов вообще не может быть конденсации. Кроме того, волнения души и дрожь салона вынуждены потесниться, чтобы дать место на экране признакам современности. По сравнению с фильмом конца 30-х, в "Иллюзии полета" акценты поменялись значительно. Там действовали немецкие шпионы и бравая английская контрагентша в образе безобидной учительницы музыки, там была молодая энергичная особа и ее неожиданный помощник.

Страх перед терроризмом пронизывает фильм Швентке, но, разумеется, мерещащиеся героине арабские лица – опасны лишь в ее воображении, а на самом деле являются законопослушными гражданами, всегда готовыми предоставить в доказательство своего алиби распечатку междугородних телефонных переговоров и в нужный момент поднести сумку до машины. Храбрый же рыцарь на коне, надежда и опора, оказывается охочим до денег обывателем. И вообще, спасение утопающего – дело рук самого утопающего. В любую минуту твоя жизнь может совершенно измениться ради наживы людей, которых ты даже не знаешь (еще одно усиление классического хичкоковского мотива жертвы). Окружающие же в подавляющем большинстве верят тому, чему легче поверить, и придерживаются мнений, высказывание которых приносит меньше всего проблем. Поэтому самой жуткой в "Иллюзии полета" оказывается сцена с аплодисментами, которыми пассажиры приветствуют офицера, в очередной раз поймавшего Кайл в закутках самолета, где она пыталась отыскать дочь, а самыми правдивыми выглядят слова террориста о том, что никому и дела не было до этой женщины и ее потери.

Иллюзия, по крайней мере, для некоторых, оказалось даже слишком полной. Девяносто тысяч членов американской Ассоциации стюардесс объявили картине бойкот, так как члены экипажа самолета показаны грубыми, бесчувственными и ничуть не помогающими своим пассажирам, в общем, порочащими честное имя и так далее. Компания "Дисней", в свою очередь, напомнила зрителям о необходимости разделять кино и реальную жизнь.

В кинотеатрах с 10 ноября

Выбор читателей