Кремль взял в союзники еще одного "врага демократии"

Президенты России и Узбекистана подписали договор о союзнических отношениях между двумя странами. Документ предусматривает не только экономическое сотрудничество, но и военную взаимопомощь


ФОТО: AP



Вчера Владимир Путин и Ислам Каримов подписали Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Документ предусматривает экономическую и военную взаимопомощь, а также объединение усилий двух стран, направленных на противодействие и нейтрализацию угроз международного терроризма, распространение оружия массового уничтожения, незаконный оборот наркотиков. Согласно договору, при совершении против России или Узбекистана акта агрессии со стороны какого-либо государства данный факт будет рассматриваться как акт агрессии против обеих сторон. Кроме того, каждой из сторон предоставляется возможность использовать военные объекты, находящиеся на территории союзного государства. В документе отмечается, что "с учетом высокого уровня военно-технического сотрудничества, стороны активно взаимодействуют в вопросах модернизации и реформирования Вооруженных сил, их оснащения современным вооружением и военной техникой". Договор остается в силе до истечения 12 месяцев со дня, когда одна из сторон в письменной форме уведомит другую сторону о своем намерении прекратить его действия.

Каримов назвал решение России пойти на подписание подобного документа "беспрецедентным" и пообещал, что новый союзник об этом не пожалеет. Путин, со своей стороны, отметил, что "подписание договора станет серьезным новым шагом в развитии двустороннего сотрудничества, который создаст хорошую правовую базу для развития наших связей по всем направлениям".

Стремление Каримова заручиться поддержкой Москвы в ситуации, когда Узбекистан в глазах мирового сообщества превращается во вторую Белоруссию, вполне понятно. Кроме того, по логике Каримова, Москва защитит его от повторения андижанских событий. Россия же, гарантировав покровительство режиму Каримова, с одной стороны, усиливает свои позиции в Центральной Азии, с другой, может рассчитывать на определенные финансовые дивиденды: заинтересованным российским компаниям теперь наверняка будет легче работать на узбекском рынке, куда они давно стремились попасть.

В то же время, признавая готовность сотрудничать с Узбекистаном, РФ может осложнить свое положение на международной арене. США, выделяющие узбекской оппозиции немалые средства на свержение режима Каримова, вряд ли будут в восторге от стремления российского лидера максимально с ним сблизиться. Недвусмысленно и вчерашнее решение ЕС о введении санкций в отношении Узбекистана: в частности, правительства государств-членов Евросоюза ввели запрет на поставки оружия в Узбекистан, а также наложили запрет сроком на 1 год на выдачу виз 12 представителям узбекских властей, которые, по мнению европейских чиновников, несут ответственность за гибель почти 500 человек во время беспорядков в Андижане. В списке узбекских чиновников, объявленных персонами нон грата на территории Евросоюза, – министр внутренних дел Закир Алматов, министр обороны Кадыр Гулямов и глава Национальной службы безопасности Рустам Иноятов. Эмбарго в отношении военных поставок в Узбекистан распространяется на оружие, военное оборудование и "иное снаряжение, которое может использоваться для подавления беспорядков в стране", передает Reuters.

Напомним, что массовые беспорядки произошли в Андижане 13 мая этого года. Тогда, по официальным данным, погибли 176 человек, однако неправительственные организации утверждают, что число жертв волнений составляет порядка 500 человек и что солдаты расстреливали мирных жителей. Европейцам, кроме того, не понравились сообщения о преследовании журналистов и правозащитников, которые пытались самостоятельно узнать правду о событиях в Ферганской долине. США также отказались принять за основу версию узбекских властей и настаивали на проведении независимого расследования событий в Андижане. В ответ правительство Каримова потребовало эвакуировать из страны базу американских ВВС.

Последние события показывают, что роль главной проамериканской силы Центральной Азии Ташкенту больше не грозит. Однако усиливающееся давление со стороны международного сообщества, по мнению наблюдателей, вовсе не означает, что Узбекистану имеет смысл готовиться к широкомасштабному военному вторжению. Тем более что существует масса других способов свержения неугодных Западу режимов.

Выбор читателей