Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В том, что сегодня СНГ еще дышит, нет вины или заслуги Ельцина, Шушкевича и Кравчука. Великая инерция великой страны гонит перед собой поверье о тяге народов бывшего СССР жить под одной крышей. Некогда это было правдой. Тягу к единству исторической общности, именуемой советским народом, различные лидеры стран Содружества в прошлом одновременно и опасались, и эксплуатировали. Но с уходом каждого из них – кого на пенсию, кого в изгнание, кого в мир иной – фактор ментальной интеграции перестал быть существенным: время шло, а народы и не думали обижаться на своих медлительных правителей за неспешность в процессах объединения и даже налаживания простых добрососедских отношений между некогда братскими республиками. Эти народы примирились со своей независимостью, привыкли к сопутствующим издержкам, и если что и требуют, то либо очередной "революции роз", либо пожизненного правителя.
Ностальгия по СССР ушла в прошлое. Ее сменила мода на СССР и соответствующую атрибутику. Зритель в Москве, Ереване и Кишиневе с удовольствием слушает газмановское "Сделано в СССР", обменивается понимающими взглядами с соседом и идет голосовать за вполне себе национальные партии.
СНГ 14 лет спустя – это 14-летие упущенных возможностей. Наверстать потерянное уже невозможно – страны ушли далеко. Правда не вперед, как это предполагалось, а куда-то вбок. По этой причине существуют серьезные проблемы с экономической интеграцией хотя бы нескольких стран, не говоря уже о всех. Что касается политической интеграции, то на примере России и Белоруссии видно, как непрост этот путь.
По сути СНГ уже давно существует только в формате "клуба президентов". О структурах Содружества и его чиновниках рядовому жителю СНГ известно примерно столько же, сколько о работе офиса генерал-губернатора Австралии. Возникающие проблемы главы государств, как правило, решают между собой келейно – они ведь умеют пользоваться телефонами, а если надо, могут и съездить друг к другу. СНГ как самостоятельное образование родилось виртуальным и таковым осталось: оно не в силах всерьез заняться наднациональными проблемами даже тогда, когда этим совершенно очевидно нужно заниматься, как в случае борьбы с терроризмом. Да, спецслужбы многих бывших республик СССР сотрудничают в борьбе с этим злом, но формат СНГ тут явно ни при чем.
Налицо лишь один плюс: на очередном саммите Содружества, собираясь вместе, лидеры стран получают возможность быстрее договориться по требующим решения вопросам, не теряя времени на посреднические усилия. Однако и этим шансом, откровенно говоря, они редко когда пользовались.
Страны СНГ сегодня так же разобщены, как были разобщены их лидеры (но не народы) 14 лет назад. Украина, Молдова и Грузия находятся в состоянии фактической конфронтации с Россией, которая пытается наказать их за политическое непослушание установлением "справедливой цены" на сырье и пошлинами на спиртное. Азербайджан и Армения так же далеки от замирения, как Молдова и Приднестровье. Постсоветское пространство фрагментируется, в нем все сложнее отыскивать векторы.
Если и есть что-либо связывающее Россию с СНГ, так это порядка 10 млн мигрантов, постоянно в ней проживающих. Этих людей сегодня называют гастрабайтерами, иностранцами, нацменьшинствами и т.п. Они граждане "второго сорта" именно потому, что относятся к "ближнему зарубежью". Говорят, что в скором будущем их пребывание в стране все же будут легализовано: они нужны российской экономике. И российская экономика нужна им. Так бывшие граждане СССР выбрали свои путь интеграции. Он менее презентабелен чем тот, что был обещан в далеком девяносто первом. Зато вполне реален.
Брюссель знает, чего хочет
Противник целился в мирные соцобъекты